Электромобили как камень преткновения государственной поддержки автопрома

Пресс-служба Министерства экономического развития информирует, что ежегодно планируется выделять 65 млрд рублей на развитие отечественной автомобильной промышленности с целью повешения потребительского спроса, а также внедрения инновационных технологий в сфере гибридов, электрокаров, автопилотов до 2025 года включительно. В чем суть предложения Минэкономразвития? Впервые о новом постановлении профильного ведомства под названием «Стратегия развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года» стало известно еще в мае 2017 года.

Однако после шквала негативной критики, обрушившейся на вице-премьера Аркадия Дворковича, этот документ был отправлен на доработку. Следующая версия постановления Минэкономразвития была представлена в начале ноября 2017 года.

Электромобили или газомоторное оборудование?

Основной упор поправок делается на следующие критерии:

  • Внедрение и развитие электромобилей, автопилотируемых транспортных средств, гибридов;
  • Переориентирование госпомощи на новые типы автомобилей. На эти программы государство планирует выделить около 65млрд. рублей в год. В сумму входят следующие статьи расходов: софинансирование НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы) с учетом консорциумов и субсидирования; поддержка уникальных Startup-проектов; поддержка дизайнерских центров; развитие инжиниринговых центров комплектаторов.

Автомобильной промышленности такая инициатива Минэкономразвития позволит в течение последующих семи лет выйти на более высокий конкурентный уровень. Для сравнения приведем данные госфинансирования за прошедшие 3 года:

  • 2015 год – 43 млрд. рублей;
  • 2016 год – 50 млрд. рублей;
  • 2017 год – 65 млрд. рублей.

Отечественные производители колесного транспорта: ГАЗ, АВТОВАЗ, Sollers уже подготовили соответствующие проекты внедрения электромобилей. Однако АВТОВАЗ, который является частью союза – Renault-Nissan-Mitsubishi, владея информацией о зарубежных разработках, пока не готов кардинально менять концепцию внедрения газового оборудования на продвижение электрических приводов, считая, что целесообразнее и дальше развивать газомоторный автомобиль – LADA Vesta CNG. Солидарны с коллегами по автомобильному рынку представители ГАЗ. Они считают, что полноценное, масштабное внедрение электрокаров и гибридов пока нерентабельно из-за географического расположения и климатических особенностей регионов нашей страны и подчеркивают экономичность и экологичность газовых машин.

Камень преткновения или палки в колеса?

Руководство Минтранса признает, что текущая ситуация на внутреннем автомобильном рынке далека от идей и задумок некоторых ведомств. Причина этому – ряд практических проблем:

  • недостаточное техническое оснащение транспортных средств;
  • высокая себестоимость;
  • стандартизация электромобилей;
  • отсутствие стационарных сетей электрических заправок.

Даже при максимальном финансировании производства электромобилей, гибридов и автопилотов нереально выйти на окупаемый уровень продаж за 7 лет – мнение аналитиков. Благие намерения властей не отставать от мировых тенденций в электрофикации несовместимы с реалиями отечественного автопрома. Внедрение и полноценная реализация электрических автомобилей в лучшем случае начнется через 10–15 лет. Почему же тогда не воспользоваться готовыми проектами газомоторного транспорта, который идеально подходит для эксплуатации на отечественных автомагистралях? Пока на этот вопрос нет ответа. Аналогичная ситуация с автопилотируемыми машинами, разработкой которых занимаются «Группа ГАЗ», КАМАЗ и «Яндекс» на протяжении многих лет.

Ни одна компания не готова сегодня представить полноценную модель из-за отсутствия:

  • законодательной базы;
  • качественного дорожного покрытия с соответствующей разметкой;
  • пунктов для обмена информацией.

Подтверждают печальную статистику следующие цифры – за шесть месяцев 2017 года было продано всего 1100 электромобилей, и третья их часть зарегистрирована в столице.