Президент РФ Владимир Путин поставил перед правительством задачу по обновлению стратегии развития автомобильной промышленности до 1 сентября 2022 года «с учетом текущих реалий». Имеющиеся на данный момент технологии, по его словам, должны обеспечить конкурентоспособность автомобильной отрасли в целом, и ключевым компонентом развития отрасли является ее научно-техническое развитие. «Необходимо выдержать ориентир на обеспечение технологического суверенитета России. Конечно, это не означает, что абсолютно все производственные процессы в автопроме должны проходить именно у нас, в нашей стране. Но ключевые, критически важные вещи, такие как инженерные разработки, интеллектуальные права и ноу-хау, должны быть, конечно же, российскими», – подытожил Владимир Путин.
Не секрет, что объемы выпуска автомобильной продукции резко упали в связи с уходом с рынка компаний по производству автомобилей и запасных частей к ним. Первостепенной задачей стоит разработка комплекса мер по государственной поддержке отрасли и стабилизации авторынка, обеспечение беспрерывной работы заводов по выпуску новых автомобилей, запчастей, сохранение численности работников. Следующий рубеж – удовлетворение покупательского спроса, в первую очередь, на легковые автомобили. Владимир Путин также упомянул вопрос снижения спроса на коммерческие автомобили и предложил дополнить меры государственной поддержки в этом направлении, упомянув о необходимости обновления парка общественного транспорта: автобусов и троллейбусов, задействованных на городских и междугородних маршрутах.
В связи с этими заявлениями, появилась официальная информация, что на господдержку спроса на автомобили в 2022 году государством будет выделено 20,7 млрд рублей. Об этом сообщил министр Минпромторга Денис Мантуров по итогам совещания у президента. «В первую очередь, это возобновление по автокредитованию – 10,2 млрд рублей, 4,9 млрд рублей – на льготный лизинг, 2,6 млрд рублей – на скидки по электрическому транспорту, и 3,3 млрд рублей – на газомоторную технику», – заявил Денис Мантуров. Согласно заявлению чиновников Минпромторга, новая программа господдержки должна быть реализована в самое ближайшее время, чтобы позволить покупателям приобрести ту технику, которая производится в данный момент. На складах автопроизводителей и дилеров скопились запасы автомобилей, однако из-за повышения цен и финансовой нестабильности ощущается недостаток покупательского спроса.
Согласно прогнозу Минпромторга, продажи легковых авто в России в 2022 году могут составить порядка 750 тысяч штук. Если прогноз сбудется, то эти показатели станут на 55% ниже прошлогодних. С января по май текущего года российский авторынок уже сократился на 52% до 318114 единиц, гласят данные АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса).
В качестве еще одной из мер поддержки, депутаты предлагают отменить ввозную пошлину на импортные автомобили или снизить ее размер. Даже если отмена пошлины будет введена на непродолжительное время, это позволит снизить дефицит автомобилей на российском авторынке, с некоторым снижением цен на них. Согласно предложению депутатов, один человек мог бы ввести за год 3 автомобиля не старше 10 лет общей стоимостью до 10 миллионов рублей. Также, например, можно ввести льготную ставку в размере 5%, которой смогут воспользоваться физические лица, желающие приобрести импортную машину для личных целей или составить конкретный список марок авто, которые можно ввозить беспошлинно или по льготной ставке.
Однако Минпромторг РФ считает эти меры излишними и выступает за приоритетную защиту именно российского рынка автомобилей без введения льгот в отношении иномарок, – сообщает глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его словам, проблем с покупкой автомобиля российского производства сейчас нет: в России их достаточное количество, как у дилеров, так и автопроизводителей. В связи с этим решение о выделении 20,7 млрд рублей на господдержку покупательского спроса в 2022 году, в том числе 10,2 млрд рублей – на госпрограмму льготного автокредитования выглядит вполне логично и самодостаточно.