Обнародована стратегия развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года

Департамент Министерства экономического развития опубликовал на своей странице в Facebook стратегию относительно автомобильной промышленности до 2025 года. К этому времени, как предполагается в отчёте, производство легковых автомобилей вырастет на 90% до 2 миллионов 100 тысяч машин, а сам рынок на 70% до 2 миллионов 200 тысяч штук. Согласно сообщению, обнародованном на Петербургском форуме, стратегия будет утверждена во втором квартале текущего года.


Государственная поддержка сохранится на прежнем уровне

До 2025 года отрасль будет получать государственную поддержку на уровне 2016 года, то есть по 65 миллиардов рублей в год. Программы для стимуляции спроса будут свёрнуты к 2020 году, а средства, рассчитанные под них, перенаправлены на более высокотехнологичные модели, то есть электромобили и беспилотные автомобили. Это обусловлено необходимостью стабильного развития инфраструктуры. Государственная поддержка привела к тому, что общие производственные мощности способны производить 3 миллиона 200 автомобилей в год, но кризис и негативная ситуация на рынке с 2013 по 2016 год привели к тому, что заводы загружены лишь на 40%. Поэтому эксперты советуют производителям переориентироваться на экспорт и к 2025 году увеличить его до 250 тысяч легковых автомобилей в год, то есть он должен вырасти на 260%.

Главную проблему видят в чрезмерной концентрации производства, ведущей к росту количества автомобильных платформ. Сегодня их 30, эксперты же советую сократить их число до 8 штук, то есть так же, как в большинстве развитых стран. Рентабельность будет достигнута при 150 тысяч произведённых автомобилей в массовом сегменте, то есть на «глобальной платформе» и 500 тысячах штук на «отечественной платформе». Однако на ситуацию также могут повлиять изменение цен на автомобили и общая экономическая ситуация по стране.

Владелец «Соллерса» Вадим Швецов поддерживает сокращение количества платформ, но ни в его заявлениях, ни в предложении Министерства экономического развития не удалось найти конкретной программы для реализации данной задачи. Единственным конкретным фактом остаётся желание обеспечить максимально комфортные условия для наиболее крупных платформ. Теперь о самих платформах: наиболее массовая на сегодня — Renault-Nissan (215349 произведённых автомобилей), на втором месте – платформа производства Hyundai Solaris и KIA Rio (191633 единиц), замыкает тройку лидеров платформа Kalina/Granta (112537).

Не стоит забывать о рисках, среди которых не только нехватка компетенции для экспорта и производства компонентов, но и низкий уровень развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Экономические факторы также не стоит списывать со счетов. Дабы избежать сворачивания производства, как это произошло в 2015 году с General Motors, рекомендуется заключить новое соглашение о промышленной сборке с крупными платформами, ведь оно истекает уже через 2 с половиной года. Денис Мантуров подчеркнул, что новый инвестиционный режим будет отличаться от предыдущих, то есть инвестиционные контракты и соглашение о промсборке в него не войдут, по крайней мере, в текущем виде.