Благодаря государственной поддержке, российский автопром выходит из кризиса

Согласно статистическим данным, объем продаж легковых машин в 2017 году составил порядка 1470000 единиц. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года, положительная динамика достигла 12,3%. Наиболее высокие продажи продемонстрировал южный регион страны, где количество реализованных автомобилей равно 129600 единицам. В Краснодарском крае сбыт легкового транспорта составил 55100 машин, а в Донском регионе показатели немного скромнее – 39900 единиц. В Северокавказском федеральном округе продано практически 50000 автомобилей, что на 6.6% больше, чем в 2016 году.

Высокая динамика наблюдается в Ставропольском крае, где реализация возросла на 18%, при суммарном объеме проданных машин – 26500. Лидером продаж традиционно стал отечественный бренд Lada, который не позволяет зарубежным производителям приближаться к первой строчке топовых моделей. На Юге страны доля машин российского производства составляет 20%, когда в СКФО эта цифра достигает 45%.

В прошлом году тройка наиболее востребованных марок расположилась в такой последовательности:

  • Lada – 300 000 проданных автомобилей, рост 17%;
  • KIA – 181 600 единиц, увеличение продаж на 21.6%;
  • Hyundai – 156 600 машин, невысокая динамика в виде 8.7%.

Цены на новые автомобили не стоят на месте

Специалисты автомобильного холдинга «ААА Моторс» считают, что в лидирующих регионах будет тяжело продвигать новых автодилеров. Это связано с перенасыщенностью рынка, который за прошедшие года сумел вместить огромное количество компаний. Сейчас большинство этих автосалонов либо полупустые, либо предлагают клиентам убыточные бренды. Отечественные аналитики сходятся во мнении, что увеличение продаж в текущем году зависит от стабилизации экономики, а также определения среднего срока обновления автопарка. По статистике, россияне каждые четыре года меняют старый автомобиль на новый, отдавая предпочтение высшему классу и последним моделям.

Одним из ключевых факторов увеличения продаж легкового транспорта является стабилизация курса валют, что позволяет уравновесить среднерыночную стоимость. Также не стоит забывать о государственной поддержке автокредитования и целевых программ, которая привлекла немало покупателей определенной категории. Специалисты подсчитали, что за период с 2014 по 2017 год стоимость нового автомобиля выросла на 49%. Скачок обусловлен нестабильностью курса доллара и евро по отношению к национальной валюте. Сюда можно отнести инфляцию, рост себестоимости деталей и комплектующих.

Летом 2015 и в 2016 года наблюдалась временная стабилизация цен на автомобили, связанная не только с иностранной валютой, но и другими техническими показателями. К сожалению, уже в первом полугодии 2017 года стоимость легкового транспорта увеличилась на 5%. По некоторым данным, в нынешнем году скачок цен может достигнуть величины в 5 – 7% при условии, что курс национальной валюты останется стабильным и не произойдёт девальвации рубля.

Каждая вторая машина — в кредит

Снижение размера кредитной ставки также способствует восстановлению финансовых позиций отечественного автопрома. В прошлом году 3000 жителей Ростовской области приобрели новые автомобили с помощью кредитных программ банка ВТБ. Суммарный объем выданных займов составил около 1,8 млрд рублей, что в 1,7 раз выше, чем за аналогичный период прошлого года. В пресс-службе банка ВТБ отметили, что средний размер денежного кредита составил 600000 рублей. Аналитики считают, что такие высокие результаты достигнуты за счет льготного кредитования.

Летом 2017 года программа господдержки была расширена новыми проектами: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Их преимущество заключалось в дополнительной 10-процентной скидке, стимулирующей потребительский интерес. По информации ОКБ, количество вновь заключенных договорных соглашений по автокредитам возросло до 25%. В 2017 году россияне получили 436500 займов на сумму 333 млрд рублей.

По СКФО лидерами по оформлению автомобильных кредитов стали:

  • Северная Осетия – 246%;
  • Ингушетия – 93%;
  • Кабардино-Балкария – 80%;
  • Чечня – 80%.

За год по этому региону объёмы новых автозаймов увеличились в полтора раза по отношению к 2016 году до 7,71 млрд рублей. В ЮФО динамика роста немного ниже, но по объёмам показатели стали выше в 4 раза, чем у СКФО.

Авторынок выживет на отложенном спросе

Большинство экспертов сходится во мнении, что в 2018 году отечественный автомобильный рынок увеличится на 10% за счет обновление автопарка. Сейчас важно понять, готов ли потенциальный клиент потратить крупную сумму денег на приобретение транспортного средства и какой способ оплаты он выберет: кредит или лизинг, а заемщик в свою очередь будет ориентироваться на предоставление более выгодных условий.

Напомним, на поддержку российского автопрома в 2018 году будет выделено 35 млрд рублей. При этом актуальны востребованные программы лояльности: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». В качестве бонуса отечественные производители получат дополнительные льготы на увеличение акциза за сборку. Но не стоит ожидать стремительного рывка в премиум сегменте, потому что в прошлом году он стоял практически на месте. Положительная динамика наблюдалась лишь в некоторых регионах с минимальным процентом роста.