В конце 2017 года Министерство промышленности и торговли заявило, что намерено сократить финансирование отечественного автопрома в 2 раза, и с 62,3 миллиардов сумма уменьшилась до 35 миллиардов рублей. Специалисты профильного ведомства посчитали это целесообразным, а компенсировать предполагаемый спад предполагается за счет адресных программ. Недавно эту информацию подтвердил представитель отдела автопромышленности и ж/д машиностроения профильного ведомства России – Денис Пак, выступая на тематическом форуме.
Большая часть субсидий будет выделена на государственные программы поддержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»: выделенная сумма ориентировочно составит 7,5 млрд рублей. На программы «Российский тягач», «Льготный лизинг» и «Свое дело» выделят 6.1 млрд рублей. На сопутствующее финансирование Минпромторг потратит 4,4 млрд рублей. Сокращение господдержки обусловлено стабилизацией рынка: за прошедшие три года наблюдается положительная динамика роста автопрома. В 2017 году размер прибыли составил более 50 млрд рублей. До этого аналогичная ситуация наблюдалась в 2013 году, когда прирост составил около 32 млрд рублей. В период с 2014 по 2016 года общая сумма убытков составила 77,5 млрд рублей.
Статистика продаж по льготным программам за два месяца 2018 года
Ведущий специалист профильного ведомства сообщил, что на начало марта 2018 года в рамках действия двух льготных программ было продано около 30000 единиц транспорта. На условиях автолизинга, программ «Свое дело» и «Российский тягач» удалось сбыть 6800 машин. По информации АЕБ, за первые 2 месяца текущего года реализовано 235640 транспортных единиц, что составило 27.4%. Из этого числа 15.4% – автомобили, проданные по программам господдержки. Этот показатель в 3 раза ниже, чем за аналогичный период 2017 года. В прошлом году на долю программ стимулирования спроса приходилась половина всех проданных машин.
Представители автомобильных компаний предоставили отчет о продажах за январь-февраль 2018 года, где видно следующие показатели:
- Ford Sollers – 920 единиц транспорта, 12% от общего числа автомобилей;
- Renault – 1800 машин, 20 %;
- Hyundai – 3500 автомобиля, 18.5% от проданного транспорта.
Специалист отдела аналитики «ВТБ Капитала» В. Беспалов считает, что льготные программы нужны для стабилизации и подъема российского автопрома. По его мнению, это единственное рациональное решение, которое станет залогом однозначного роста продаж. Председатель комитета АЕБ уверен, что восстановление автомобильного рынка будет достаточно медленным из-за высоких показателей марта прошлого года. Представители Ford Sollers настроены на рост рынка в пределах 10-15%. Их коллеги из компании Hyundai допускают скачок продаж максимум до 10%.