Ведущие автомобильные эксперты настоятельно рекомендуют покупать новые автомобили в декабре 2018 года, а не ждать очередного скачка курса валют. Автодилеры солидарны с мнением отраслевых специалистов. В течение 2018 года новый среднестатистический легковой автомобиль уже подорожал на 8%-8.5% до 1,44-1,45 млн рублей, а по прогнозам, в следующем 2019 году средняя стоимость новой машины увеличится еще на 5%.
Основными причинами роста цен является: увеличение размера НДС до 20%; обновление модельного ряда ведущих брендов; инфляция; нестабильный курс валют. Единственным фактором, сдерживающим увеличение стоимости нового автомобиля, остается высокая конкуренция при ограниченном спросе.
Нестабильный курс национальной валюты в сочетании с 20% НДС
Повышение цен в текущем году напрямую зависело от слабеющего курса рубля относительно американской валюты. Руководитель экспертно-аналитического управления «Автомир» Артем Зябин подчеркнул, что по сравнению с прошлым годом инфляция составила 15%. По его мнению, все новые автомобили в 2019 году подорожают, как минимум, на 1,7% с учетом увеличения НДС. При стабильном курсе рубля можно ожидать рост цен на 5-7% в течение года, в противном случае эти цифры будут больше.
Сообщается, что автодилеры уже внесли новые цены в каталог на 2019 год с учетом 20% НДС. Мнением о сложившейся ситуации поделился ведущий аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, отметив, что индексация налога для отечественного автопрома будет однократной по каждому компоненту в объеме готовой продукции и не превысит 2%. Нюанс заключается в том, какую политику выберут компании: поменяют ценники или «пожертвуют маржой» для плавного повышения цен. Ведь не только инфляция влияет на повышение стоимости новых автомобилей, но и различные издержки.
Учитывая прошлый горький опыт, российские автопроизводители перестрахуются и предсказуемо повысят цены, чтобы не уйти в «минус». Лишь именитые бренды могут позволить себе сдерживать цену, но и то на какой-то период времени, в связи с чем стоимость новой машины в 2019 году увеличится минимум на 6-7%.
Чем можно стимулировать покупательский спрос?
Ценообразование в отечественной автомобильной промышленности в любом случае затрагивает все отрасли РФ. Утверждении курса на долгосрочное развитие, грамотная стимуляция экономики выведет российский автопром на новый уровень. В противном случае, потребителю стоит ожидать не только заоблачных цен, но и уход части производителей с рынка. Лишь при соблюдении следующих критериев российский автопром может работать стабильно:
- понижение ключевой ставки;
- фиксированный процент кредитования в рамках госгарантии (период от трех лет и выше);
- отмена и реструктуризация «налогового фокуса»;
- возможность беспрепятственно оформлять кредиты.
Для поддержания автомобильного сегмента не стоит забывать о программах льготного автокредитования и субсидирования договоров по схеме трейдинга. Пусковым механизмом ранее являлись бюджетные модели, попадавшие в льготные федеральные программы по автокредитам Первый автомобиль и Семейный автомобиль. После их окончания спрос начал стремительно снижаться и сегодня достиг минимума: лишь премиум класс пока держит прежние позиции.
Что бы не говорили эксперты, но цены стабильно растут
Практически все автодиллеры России подняли цены в 2018 году, не отрицают их поднятия в следующем. Данные о средней стоимости автомобилей предоставили следующие компании:
- «АвтоСпецЦентр» – машины стоимостью до 1,7 млн рублей подорожали на 11%;
- «Автомир» – средневзвешенная цена автомобиля составила 1,24 млн рублей с подорожанием на 9%;
- «Рольф» – поднял в среднем цены с 1,6 млн до 1,74 млн рублей;
- «Авилон» – в конце 2018 года продавал легковые автомобили по 2,39 млн рублей, что на 3% выше, чем в январе.
Звучат следующие прогнозы: «Существенного падения продаж в новом 2019 году не произойдет, но в первой декаде все-таки возможен небольшое снижение спроса на 10% по ряду причин: повышение НДС, обновление модельного ряда. В третьей декаде ситуация однозначно стабилизируется, и показатели вернутся на уровень 2018 года, с учетом нынешнего состояния экономики, а также поддержки производителями дилеров». Предпосылок для роста продаж в первом полугодии нового года нет и непонятно, какой сложится тенденция ко второму полугодию, ведь возможен переход российского автопрома и в отрицательную зону. В таком случае автодилеры мгновенно заморозят цены.