Льготное автокредитование и господдержку хотят отменить

В кулуарах власти обсуждается стабилизация отечественного машиностроения, на продукцию которого наконец-то появился спрос, и, если кризис миновал, то отрасль не нуждается в дополнительном финансировании. С мнением правительства согласна рабочая группа по бюджетному проектированию, предложившая заморозить льготные программы господдержки в автомобильной, легкой промышленности, сельскохозяйственном и транспортном машиностроении. Также чиновники считают необходимым в несколько раз урезать субсидирование судостроения.

Впервые за последние годы в России наступил момент кардинальных изменений промышленной политики. Но это не означает полное прекращение финансовой поддержки со стороны государства. После введения США санкций против РФ наблюдается падение потребительского спроса на продукцию сельхозмашиностроения, автопрома, судостроения. Несмотря на жесткий прессинг, большинство отраслей смогли выйти на докризисные показатели, но с помощью программ стимулирования спроса. Правительство направляло крупные суммы на восстановление автомобильной промышленности, но проекты господдержки автопрома то временно замораживали, то вовсе прекращали.

Скидки могут отменить

В Минэкономики и Минфине поддержали инициативу рабочей группы по сокращении субсидирования автомобильной промышленности, считая ее целесообразной. В Минпромторге с этим не согласны: идеи профильных ведомств о свертывании льготных проектов автокредитования здесь отклика пока не нашли. Однако появилась информация, что представители Минпромторга все-таки дадут свое согласие на прекращение государственного субсидирования в обмен на компенсацию льгот специальным национальным проектом. И это на фоне недавних заявлений о продлении льготных программ до 2020 года. Официального подтверждения этой информации пресс-служба Минпромторга не давала.

Автомобильные эксперты считают, что тенденция тотальной экономии так или иначе коснется отечественного автопрома. По их мнению, могут прекратить действие наиболее популярные, востребованные программы:

  • льготный лизинг, который работает с 2015 года на условиях 10% скидки от общей стоимости автомобиля, не превышающей 500000 рублей;
  • «Свое дело»;
  • «Российский тягач»;
  • «Российский фермер»;
  • «Первый автомобиль»;
  • «Семейный автомобиль».

В 2017 году из федерального бюджета было выделено 13,75 млрд рублей на развитие льготного лизинга, а также 10 млрд рублей на классический лизинг.

Размер субсидий остался на прежнем уровне, но при введении антикризисных мероприятий, они могут совсем прекратить свое существование. Сегмент легкового коммерческого транспорта (LCV) первым ощутит прекращение программ стимулирования спроса, потому что напрямую зависит от стабильности экономики, которая сейчас находится в сложном положении. Упадут продажи газомоторной техники, соответственно остановится обновление автобусных парков во всех регионах, ускорится старение подвижного состава, снизятся уровни безопасности водителей и пассажиров, возрастут логистические издержки.

А воз и ныне там

Одной из статей, утвержденных на 2019-2021 год является компенсация затрат на выпуск автомобилей, агрегатов и узлов для них. Размер субсидирования составил 1,2 млрд рублей. Ранее в правительстве заявляли о необходимости дополнительных вливаний в объеме 24,2 млрд. рублей. Однако до сих пор не утверждено решение от 1 июля 2018 года об отмене льготных ввозных пошлин на автомобильные детали и компоненты, а также на перевозку транспорта, произведенного на Дальнем Востоке. При этом хотя бы согласована субсидия на 2019 год – это 110,2 млрд рублей, направленные на компенсацию затрат производства машин класса «Евро-4» и «Евро-5».

Многие эксперты считают, что государственная субсидия – это завуалированный механизм, вредящий полноценному росту рыночной экономики. В случае прекращения действия льготных проектов, большинство субсидиантов уйдут с рынка, не справившись с конкуренцией. Нестабильная экономическая ситуация в стране, где курс рубля слабеет, а реальные доходы населения падают, станет главной предпосылкой скорого падения продаж на автомобильном рынке, и полное прекращение субсидирования первым делом коснется LCV сегмента.