Какой будет государственная поддержка российского автопрома в 2017 году?

В правительственных кругах активно обсуждается тема поддержки российского автопрома в 2017 году и в связи с перераспределением бюджетных средств в другие сферы, возможно, будет урезано финансирование автопрома. Насколько, этого пока не знает никто, однако уже высказываются предположения о том, что прекратит свое действие программа утилизации старых машин и система скидок при сдаче машины по программе «Trade in». Ожидается, что решение о сфере и размере господдержке в автомобильном секторе будет озвучено ближе к началу ноября.

Программа обновления автопарка длится уже 3 года

Программа обновления автопарка, впервые запущенная в сентябре 2014 года, потребовала государственных вливаний с 2015 по 2016 год в размере 22,5 миллиардов рублей. Согласно статистике Мипромторга, в текущем году треть выделенных средств были освоены автоВАЗом, а в числе остальных участников были замечены такие автогиганты, как Hyundai, Nissan, Renault, Volkswagen и другие. Но, несмотря на меры господдержки, рынок продаж грузовой техники, легковых машин и LCV за первое полугодие 2016 года снизился, в связи с чем полное завершение программы обновления парка может стать катастрофическим.

Специалисты справедливо полагают, что если оправдаются наихудшие прогнозы по урезанию господдержки, пострадает, в первую очередь, автоВАЗ. К примеру, в рамках программы в 2015 году им было реализовано 40% своей продукции, а в текущем уже 50%. У других российских автопроизводителей «зависимость» чуть «лучше», Например, автопроизводитель КАМАЗ продал порядка 10-20% своей техники по программе лизинга и утилизации. Группа ГАЗ статистические данные не привела, но и там ждут обвала продаж при секвестировании государственных субсидий.

programma-obnovleniya-avtoparka-2017

Обвинение программы господдержки в непрозрачности

Одной из причиной возможного урезания мер поддержки называют непрозрачность и непредсказуемость распределения льгот. Попытка создания четкой системы их распределения между автопроизводителями не принесла нужных результатов, и больший объем госсубсидий достался Hyundai и KIA, что с одной стороны, сыграло им на руку и порадовало покупателей, а с другой, явилось раздражающим фактором для Минпромторга и других участников автомобильного рынка. За прекращение поддержки российского автопрома выступает и Минэкономики РФ, поскольку создается так называемый отложенный спрос, и тем сильнее будет обвал при завершении программы.

Специалисты Министерства Экономики приводят в пример опыт других стран, где участие государства в подобных программах составляет обычно от 1 года до 3 лет, когда они наиболее эффективны, а если их продлять на более долгий период, то эффективность будет снижаться. В частности, в РФ на данный момент 1 миллиард госсубсидий позволяет поднять спрос на 6-10 тысяч новых машин, то есть государство «теряет» в среднем на каждом проданном автомобиле по 100-150 тысяч рублей, причем эти расходы не ведут напрямую к расширению производства или повышению конкурентоспособности.

Более продуманная политика государства в потенциале могла бы помочь снизить себестоимость автомобильной продукции, повысить ее конкурентоспособность и качество, однако этого на данный момент не происходит, в связи с чем «бесконечное» поддержание спроса населения подобным образом невозможно и вредно. В принципе, уже сейчас наблюдается повышение покупательского спроса на вторичном рынке автомобилей, что говорит о том, что нужно что-то менять. Будем надеяться, что господдержка автокредитования в 2017 году станет более продуманной и эффективной.