В пресс-службе Минпромторга появилась информация о том, что в ближайшее время будет представлен проект под названием «Автоаукционная индустрия», запрещающая частникам продавать авто самостоятельно (и уже есть опровержение). Ответственность за внедрение этой инновационной системы в реальности взял на себя НТИ «Автонет» Национальная Технологическая Инициатива). Специалисты профильного ведомства провели аналитический расчет, где выяснилось, что объем продаж легковых автомобилей с пробегом в денежном эквиваленте составляет около 3-х триллионов рублей, а основная часть таких сделок проводится нелегально без сбора налогов.
По предварительным расчетам экономистов и финансистов, с внедрением автоаукционной системы государственная казна ежегодно будет пополняться на 20 млрд. рублей.
Запретить частникам продавать авто: благие намерения или точный расчет?
Специалисты Минпромторга и научно-технического института прорабатывают механизм действия автоаукционной индустрии. Следующим этапом станет разработка законодательной базы. Представитель профильного ведомства сообщил, что это нововведение способствует улучшению качества работы автомобильного рынка, а именно повышению уровня продаж подержанных машин. Информацией о новом проекте поделились представители НТИ «Автонет», которые подтвердили, что контроль за выполнением данной работы остается за ними.
Основная идея новшества заключается в том, что владельцы подержанных авто, желающие их выгодно реализовать, проходили идентификацию через электронную аукционную систему (количество платформ обсуждается) в обязательном порядке. Благодаря этому, легковые машины с пробегом сначала будут продаваться дилерам, которые обязуются получить государственный сертификат для правового участия в торгах. После завершения всех операций машину можно будет приобрести у автодилера. Аукционная платформа исключит участие частных перекупщиков, а также предотвратит проведение скрытых сделок в конвертах.
Государству, в свою очередь, будет автоматически отчисляться налог для проведения официальной продажи транспортного средства. Еще одним вариантом, находящимся на рассмотрении, стало непосредственное участие дилеров в процессе скупки легковых машин с пробегом у частных лиц, при условии, что контроль за выполнением операции остается за государством.
В пресс-службе НТИ «Автонет» выделили основные преимущества автоаукционной индустрии, которые заключаются в следующих критериях:
- переход значительного объема продаж автомобилей с пробегом из «скрытых сделок» в официальные соглашения;
- улучшение экологической ситуации в стране, благодаря контролю за техническим состоянием сбываемых транспортных средств;
- сокращение количества несчастных, смертельных случаев во время ДТП за счет контроля технического состояния.
Специалисты НТИ «Автонет» отметили, что с внедрением автоаукционной системы, простые россияне сразу ощутят выгоду, а именно:
- честная рыночная стоимость для потенциального покупателя;
- справедливая оценка остаточной стоимости для продавца;
- безопасная сделка с официальным автодилером, исключающая проведение рискованных транзакций с неизвестными лицами.
Япона мать, или Японцы научат нас автомобильным аукционам
Весной 2018 года состоялась рабочая поездка российской делегации во главе с заместителем Минпромторга Александром Морозовым в Японию. Здесь российские чиновники познакомились с процессом проведения автомобильных аукционов. После завершения встречи обе стороны договорились о дальнейшем сотрудничестве в этой области. Для японцев проведение автоаукционнов – привычная практика, которая не ставит под сомнение честность продавца и покупателя. В начале торгов владелец транспортного средства устанавливает максимальную сумму, которая, как правило, соответствует рыночной стоимости. В процессе торгов участвуют лишь японские дилеры, уплатившие ежегодный аукционный взнос.
В случае, если владельца машины с пробегом не устраивает стоимость, предложенная потенциальным покупателем, то он имеет право прекратить торги. В течение недели в среднем на японских аукционах удается сбыть более 140 тысяч автомобилей. В России ситуация кардинально противоположная. Около 80% машин с пробегом продаются физическими лицами по принципу «из рук в руки». Из этого числа только 20% россиян платят соответствующий 13% налоговый сбор.
Президент РОАД твердо убежден, что с внедрением японской практики на отечественном авторынке начнется стремительное падение продаж подержанных автомобилей. Аукционная система ограничивает права потребителя, который должен самостоятельно решать, как продавать его личный транспорт, однако в этом есть положительные моменты проекта – вывод вторичный рынок автотранспорта на легальный уровень налогообложения.
Своим мнением по этому поводу поделился автомобильный эксперт Сергей Иванов, который убежден, что внедрение автомобильной аукционной индустрии для продажи авто частниками – это крайняя необходимость, специалисты должны создать прозрачные условия для обеих сторон. Только так возможно достичь положительного результата.