Несколько дней назад появилось официальное объявление о продлении льготных программ автокредитования. На данный момент стало известно, что министерство промышленности и торговли зарезервировало в государственном бюджете на 2020 год на эти цели 5 млрд рублей. По мнению представителей профильного ведомства, именно эта сумма необходима для реализации востребованных программ Первый автомобиль и Семейный автомобиль. Глава ведомства отметил, что сроки начала их действия будут определятся совместными усилиями специалистов Минпромторга и автомобильной отрасли.
На 2020 год правительство планирует выделить 10,5 млрд. рублей, а на 2021 и 2022 год по 5 млрд соответственно. В заявленные цифры входит компенсация выпадающих доходов банкам, участвующим в реализации этих программ.
За 11 месяцев текущего года в результате субсидирования автомобилей в рамках льготного автокредитования удалось продать 30900 единиц авто. В следующем году условия программ «Первый/Семейный автомобиль» останутся прежними. Потребителям в рамках программ господдержки будут доступны машины стоимостью не более 1 миллиона рублей. Размер скидок для всех россиян составит 10%, а для жителей Дальнего Востока 25%. Стоит отметить, что после двухлетнего стабильного роста, 2019 год показал негативную динамику. По мнению Владимира Мирошникова (директора по развитию компании «Рольф»), результатом падения продаж стал ограниченный спектр машин стоимостью не более 1 миллиона рублей.
При всей эффективности программ «Первый автомобиль/Семейный автомобиль», вывести рынок в «плюс» не удалось, и вряд ли получится сделать это в следующем 2020 году. Чтобы переломить негативную динамику, нужно запускать новые программы стимулирования спроса, но в среднем ценовом сегменте автомобилей – от 1 до 2 миллионов рублей. Таким образом сохранится отложенный спрос. По словам Михаила Маркушева (руководителя группы продаж новых авто ГК «Автомир»), в нынешних рыночных и экономических условиях, повлиять на объемы продаж могут следующие факторы:
- снижение процентных ставок;
- расширение возможностей льготного автокредитования;
- автозайм до 7 лет без первоначального взноса;
- расширение списка моделей-участников госпрограмм;
- увеличение лимита стоимости автомобиля до 1,5-2,0 млн рублей.
Александр Загорулько (директор дивизиона Краснодар Холдинг «КлючАвто») охарактеризовал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Возможно именно повышение ценового лимита для автомобилей, попадающих под действие госпрограмм станет наиболее актуальным и перспективным решением. Это не только привлечет потенциальных покупателей, но и расширит список доступных моделей, включая премиум сегмент». Он также добавил, что аудитория покупателей также увеличится, если смягчатся условия входа в программу. Правительству в свою очередь необходимо закладывать более крупные суммы в бюджет, направленные на поддержку отрасли и продление государственных автокредитов.