Утильсбор как камень преткновения между автоконцернами и Минпромторгом

Министерство промышленной торговли предлагает отказаться от компенсации субсидий на утильсбор. Хотя большинство автоконцернов не согласны с такой инициативой профильного ведомства. По информации предоставленной информационным агентством «ТАСС» стало известно следующее: «Если уровень локации перестанет быть ключевым критерием для выплаты утилизационного сбора. То между участниками, которые ранее брали на себя более высокие обязательства, возникнут разногласия».

В ходе встречи представителей Министерства промышленной торговли и ведущих автоконцернов достичь единогласного решения так, и не удалось. Профильное ведомство от комментариев отказалось. Ранее по инициативе Дмитрия Козака была создана рабочая группа для обсуждения актуальной проблемы дифференциации промышленных субсидий. На повестке дня стоял вопрос компенсации утилизационного сбора, который предполагал возмещение 60% затрат, понесенных автоконцернами.

Утилизационный вступил в силу еще в 2012 году одновременное с присоединением РФ с ВТО, понижением ввозных пошлин на автомобили. На сегодня практически все автопроизводители получают финансовую помощь от государства.

В 2016 году индексация сбора составила 65%, а в 2018 году этот показатель достиг 90%. Несмотря на это, Министерство промышленной торговли планирует с 1 января 2020 года провести очередную индексацию утилизационного сбора на легковые и коммерческие машины. Это необходимо для стабилизации импорта автомобилей после сентябрьского падения ввозных пошлин. По мнению Дениса Мантурова, предлагаемый рост ставок в некоторых случаях составит 120%. При в стоимости автомобиля этот процент так и останется на уровне 1-2%.

Если Минпромторг так и не сумеет прийти к консенсусу с отечественными автопроизводителями, то вопрос об увеличении утилизационного сбора останется открытым до 2021 года. При этом уровень барьера все же начнет расти с 2020 года, что напрямую связано с компенсацией снижения ввозных пошлин. На сегодня барьер для импорта составляет около 30% для легковых автомобилей (планируется увеличение до 40-45%). По мнению ведущих специалистов автомобильной отрасли, от такой схемы может пострадать импорт. Но стоит учитывать тот факт, что российские концерны начнут зарабатывать и самостоятельно регулировать убытки от локального производства. Из этого следует, что дополнительные средства, полученные от увеличения роста сбора, больше не станут.

По словам Ильи Петрова – гендиректора «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр», сложившаяся ситуация на автомобильном рынке в России не располагает к повышению утильсбора. До конца текущего года не предвидится увеличение объема продаж. Причина – цены достигли критического уровня, несмотря на наличие льготных программ. Их эффективность снизилась, на сегодня они покрывают около 20% рынка по отношению к 40% прошлого года. Индексация утилизационного сбора чревата резким скачком розничных цен, что сразу же отразится на критическом снижении потребительского спроса.