Упадет ли авторынок без государственной поддержки?

Ведущие российские автопроизводители и представители ассоциация РОАД отмечают падение продаж на российском автомобильном рынке. Более того, они считают, что отрицательная динамика со временем будет только усугубляться. Чтобы не допустить катастрофического снижения продаж новых автомобилей, необходимо возобновление льготных программ автокредитования и господдержки. Введенное ограничение по стоимости авто — до 1 миллиона рублей позволяет россиянам покупать, как правило, только модели АвтоВАЗа, которые и без того имеют высокие рейтинги продаж.

Резкое падение продаж – прогнозы или уже реальность?

С мнением специалистов РОАД согласны представители группы ГАЗ, АвтоВАЗа, КамАЗа, «Соллерса», Hyundai и Renault. В перезапуске государственных программ основной упор должен делаться на стимулирование обновления автопарка. Если этого не сделать, то грузовой рынок рухнет с треском уже в 2020 году. С начала года концерт КамАЗ дважды пересматривал цены на свою продукцию. На фоне стремительного сокращения продаж, специалисты не исключают 20% падение рынка грузовой техники массой 14-40т. В штучном эквиваленте этот показатель составляет 54000 грузовиков. Вице-президент концерна Авто ВАЗ по продажам и маркетингу Ян Птачек предполагает, что процент падения составит около 3-4% или 1700000 единиц техники.

Представители РОАД настроены более реалистично. Их прогноз – это 10% падение продаж вместо 3% роста. В «Соллерсе» отметили, что без господдержки им не избежать 7% падения продаж, а с ее перезапуском удастся остановиться на 3%. Группа ГАЗ в линейке легких коммерческих автомобилей ожидает снижение на уровне 12% – 93000 автомобилей. Kia прогнозирует сохранение паритета на уровне прошлого года. Пресс-служба «Уралсиба» заявила, что бюджет направленный на выдачу льготных кредитов исчерпан еще в апреле. Коллеги из «ВТБ» выдавали займы в период с марта по май. Представитель «Русфинанс-банка» Алексей Бородавин отметил, что, несмотря на краткосрочное действие льготных программ (март, апрель, май), они стали ключевым драйвером роста автокредитования в первом полугодии.

Ранее в Минпромторге обсуждалась потребность в дополнительном финансировании отрасли. Также российские власти внесли поправки в бюджет, согласно которым предполагалась выделить около 456 млн рублей. Но в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака сообщили, что никаких официальных решений принято не было. Компания «Nissan» считает, что для роста продаж необходимо поднять верхнюю планку стоимости льготных автомобилей до 1,5 млн рублей, как годом ранее.

Напомним, в 2019 году российские власти ужесточили требования для участников льготных программ. Максимальная стоимость машины не должна превышать одного миллиона рублей, что значительно снижает выбор моделей.

Программы первого и семейного автомобиля пользуются неизменным спросом

В «Уралсибе» из 58% выданных автозаймов в рамках проекта «Семейный автомобиль» пришлось: Lada – 43%; Skoda – 11%; Hyindai и Ford– 9%. По госпрограмме «Первый автомобиль» лидерами стали: Lada – 41%, Hyundai – 22%, Kia – 11%. Те же модели выбирали и клиенты ВТБ. Алексей Бородавин отметил, что средняя сумма льготного автозайма составила около 490000 рублей. В пятерку наиболее востребованных брендов попали: Volkswagen; Skoda; Lada; Hyundai; Chevrolet Niva. Первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский объясняет эту статистику ограничением стоимости автомобилей.

За период март-май 2019 года АвтоВАЗ в рамках госпрограмм продал около 20% из общего количества реализованных автомобилей. Компания Kia хотя и занимает второе место по объему продаж, но в рамках госпрограммам продала всего 6800 моделей Kia Rio. Следующие места остались за Renault – 4600 машин, Nissan – 160 единиц, Datsun – 487 автомобилей. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» считает, что АвтоВАЗ вырвался в лидеры, благодаря обновленному модельному ряду. Разнообразие моделей и доступная стоимость позволили концерну стать полноправным бенефициаром льготных программ повышения спроса.