Участники льготных программ автокредитования просят возможность рефинансирования

Большинство отечественных банкиров считают, что программы, направленные на повышение спроса отечественного автопрома, разработаны некорректно. Особенно специалистов возмущает фиксированный 36-месячный период погашения кредита, который, по их мнению, слишком короток. Такая картина не позволяет финучереждениям реструктуризовать задолженность, а для клиентов эти условия зачастую становятся нереальными. Пытаясь докопаться до истины, представители Ассоциации Российских Банков (АРБ) отправили коллективное письмо министру профильного ведомства – Денису Мантурову.


Нужно ли рефинансирование льготных автокредитов?

Это прошение рассмотреть внесенные в документ постановления предложения о предоставлении субсидий банкам на возмещение потерянной прибыли. Существенным недостатком остается небольшой срок кредитования в 2015-2017 годах. Хотя, надо отдать должное, в текущем 2018 году этот срок все-таки увеличен до 60 месяцев (5 лет). Также в этом письме значится, что при увеличении срока погашения задолженности возможны высокие размеры будущих платежей. В договоре заемщика нет ни одного пункта, где он может увеличить срок автокредитования, например, из-за потери постоянного места работы или других жизненных обстоятельств. Хотя это было бы довольно удобно и практично для заемщика, который самостоятельно смог бы распределить денежные перечисления.

За период 2015-2017 год финансовыми учреждениями Российской Федерации было выдано около 1 миллиона автомобильных кредитов на льготных условиях. Если в 2015 году максимальная цена транспортного средства составляла 1000000 рублей, то к 2017 году она выросла на 450000 рублей. Из-за строгих, но непродуманных условий многие банки в судебном порядке изымают машины, купленные по льготным программам автокредитования, по причине просрочек платежей. Члены Ассоциации РБ убеждены, что их требования вполне целесообразны и требуют немедленного рассмотрения властями страны. Если государство пойдет навстречу истцам, то заемщикам с проблемными автокредитами необходимо забыть о субсидии. Пресс-служба Минпромторга пока не комментирует это заявление и не сообщает о банках, которые участвуют в этой затее.

Мнение экспертов

Представитель пресс-службы одного из самых крупных банков РФ сообщил, что это вовсе не проблема, которую стоит так бурно обсуждать. Он не видит никаких препятствий для реструктуризации долга, как со стороны заемщика, так и финансового учреждения. Это решается отказом клиента от компенсации процентной ставки, а банк, в свою очередь, увеличивает срок погашения задолженности, разбивая сумму на более приемлемые части. Солидарен с ним в этом вопросе руководитель Юникредитбанка – Иван Матвеев, который сообщил, что за время существования его финансового учреждения не было зафиксировано случаев отказа от оплаты займа, ведь банк всегда идет навстречу клиентам. Если в этом есть необходимость, то всегда можно увеличить срок погашения задолженности.

В прошлом 2017 году, в рамках действия программ льготного автокредитования, правительство РФ компенсировало по льготным кредитам 6,7% банковской ставки. Согласно данным ЦБ, средняя процентная ставка на льготных условиях автокредитования нового автомобиля в третьем квартале 2017 года равнялась 13,7% годовых. В итоге средний размер льготного автокредита обходится заемщикам в размере порядка 7% годовых, а минимальная среднерыночная стоимость по кредитам на рефинансирование сроком более 365 дней составила 16,6% годовых.

Генеральный директор Frank Research Group (ведущая исследовательская компания в области анализа конкурентной среды российского рынка финансовых услуг) уверен, что возможное рефинансирование не способно увеличить сроки таким образом, чтобы все остались довольны. В России много недобросовестных заемщиков, которые не в силах рассчитать размеры своих платежей и привести их в соответствие со своими финансовыми возможностями, а следовательно, на низкие проценты погашения кредита при допуске просрочек платежей они рассчитывать не могут.