Министерство промышленности и торговли на совещании, проводимом с представителями рынка 8 июня 2017 года объявило том, что с июля будет запущено 5 новых программ поддержки автопрома: Своё дело, Русский фермер, Русский тягач, Первый автомобиль и Семейный автомобиль. 7 миллиардов 500 миллионов рублей будут поровну разделены между кредитными и лизинговыми программами. Участники программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» получат 10% скидку на покупку. Что касается трёх лизинговых программ, то в них сумма льготной субсидии будет увеличена на 2,5% — до 12,5%. Изменения коснутся также списка субсидируемых моделей.
Крупноузловая сборка автомобилей окажется за бортом
Как сообщает источник, модели, выпускающиеся с использованием метода крупноузловой сборки, имеющей низкий уровень локализации, окажутся за бортом. Больше всего, согласно предположениям аналитиков, от подобных решений пострадает калининградский «Автотор». Более того, реализация 719-го постановления, которая обязательна для всех отраслей промышленности, составит 30% от локализации. Речь идёт о покраске и сварке кузовов. В автопроме отмечали, что 62,3 миллиарда рублей, выделенные государство в 2017 году, дают возможность реализовать приблизительно 737 тысяч новых автомобилей. Обновление парка – 17,5 миллиардов рублей, по 10 миллиардов на льготный лизинг и льготное кредитование, а также 7,4 миллиарда рублей на покрытие компенсаций по инвестиционным кредитам.
Также учитывая тот факт, что в 2018 году соглашения о промышленной сборке с большинством крупных автомобильных платформ завершают своё действие, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли разрабатывают новый его вариант, который, наиболее вероятно, будет внедрён в 2019 году. Об этом нам сообщил Александр Масленников, директор департамента развития секторов экономики. Первым существенным отличием от текущих соглашений станет отмена льгот на ввозные пошлины. Это, как предполагается, поспособствует развитию промышленности в России, ведь на данный момент большинству производителей выгодней закупать детали за рубежом.
Льготы на ввозные пошлины сохранятся до 2018 года
Стимуляция инвестиций в местные заводы будет способствовать углублению локализации производства. Более того, Россия, согласно соглашению о вступлении в ВТО, обязана отменить любые льготы на ввозные пошлины с 1 июля 2018 года. Однако все льготные программы, нацеленные на стимуляцию развития автомобильной промышленности будут сохранены на уровне 2016 года. Напомним, что на покрытие расходов по лизингу, утилизации и государственным закупкам, в прошлом году было потрачено 65 миллиардов рублей. Этот пункт чётко прописан в стратегии развития.
Стоит также отметить сужение спектра компаний, которые смогут участвовать в новых соглашениях. Раньше договоры подписывались с пулом инвесторов, полностью покрывая модельный ряд каждого из них. Новая стратегия предполагает переход к точечным соглашениям с конкретными компаниями и по конкретным моделям. При этом обязательным условием является стартовая локализация производителя на уровне 60%. Те, кто уже имеет соглашения, в которых указан конкретный уровень локализации будут обязаны поднять его до 80%. Таким образом, за год в 350 тысячам выпушенных автомобилей будут установлены двигатели и коробки передач, произведённые в России. Расчётной датой полной реализации условия программы является 2025 год.
Масленников также намекнул, что новые соглашения будут включать условия об обязательном проценте экспорта автомобилей, произведённых на локальных производствах. Изначально планировалось установить планку на уровне 15%, но министерство трезво осознаёт, что данный показатель всё ещё недостижим для некоторых платформ. Он также заявил о том, что решение о сворачивании льготных пошлин на ввоз уже принято, ведь его наличие лишает производителей стимула к инвестициям в отечественные заводы. Мнения лидеров отечественного автопрома по поводу подобных инициатив разделились.
Если льготы на ввозные пошлины уберут, цены на автомобили вырастут
АВТОВАЗ, имеющий средний уровень локализации в 80%, полностью поддерживает государственную политику. Его представители также подчёркивают важность того, что правительство осознаёт невозможность создания закрытого цикла производства на территории России, ведь создание мощностей по сборке определённых видов электроники лишено экономических предпосылок. «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», имеющие уровень локализации в 47%, также поддержали инициативы, но выразили пожелание о сохранении льготных ввозных пошлин. В любом случае, реализовать это будет невозможно ввиду уже имеющихся соглашений с ВТО.
Однако сильное сокращение рынка делает углубление локализации для большинства производителей нерентабельным, что может посулить новым скачком цен на автомобили. Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов считает, что несмотря на сокращение государственной поддержки – она не уходит полностью, она просто переориентируется на другие секторы. Также он отметил, что государство подобными решениями стимулирует увеличение добавочной стоимости автомобилей внутри страны.