С 2020 года российские власти планируют внедрение конкурсной основы для определения списка банков, которые получат право выдавать автомобильные кредиты на льготных условиях с соответствующей компенсацией из государственного бюджета. Получить ее смогут лишь те банки, которые при минимальном использовании госсубсидий реализуют большее количество автомобилей. Соответственно из списка банков господдержки уйдут слабые игроки, поскольку главным условием программы господдержки станет минимальное использование бюджетных средств.
По мнению экспертов, такое решение не отразится на конечном покупателе, но финучреждения с более низкой долей на рынке не смогут принять участие в государственном субсидировании.
Правила игры «Получи помощь от государства»
Неожиданностью стало известие о смене механизма распределения государственной помощи в рамках льготного автокредитования. Согласно информации, предоставленной пресс-службой Минпромторга, со следующего 2020 года распределение субсидий будет происходить исключительно на конкурсной основе. Заявки на участие в государственных проектах одобрят тем, кто гарантирует максимальные продажи с минимальным вовлечением госсубсидий. За невыполнение взятых обязательств будет налагаться штраф. С октября по ноябрь 2019 года специалисты Минпромторга проведут анализ, кто из участников рынка выдает наибольшее количество автокредитов.
На данный момент в рамках программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» банки предоставляют фиксированную скидку для внесения первого взноса по кредиту в размере 10% от стоимости автомобиля. Жителям Дальневосточного региона скидку увеличили до 25%. Выпадающую прибыль банкам компенсируют из государственного бюджета.
Эта концепция была разработана по поручению вице-премьера Российской Федерации Дмитрия Козака несколько месяцев назад. По его мнению, инновационная система распределения бюджетных средств позволит повысить эффективность поддержки отечественного автопрома. Как оно будет в действительности, покажет время. Сегодня же банки сначала оформляют кредит, а затем уже отправляют в профильное ведомство заявки на субсидию. При положительных результатах опыт конкурсного отбора планируют расширить и применить к субсидированию лизинговой ставки.
Коммерческий транспорт исключили из программ господдержки
В 2019 году наиболее популярные и актуальные программы льготных автокредитов «Первый автомобиль/Семейный автомобиль» были возобновлены в марте, при этом максимально возможную стоимость автомобиля снизили с полутора миллиона до одного миллиона рублей. На реализацию проекта выделено 3 млрд рублей по сравнению с прошлым годом, когда сумма составила 9,2 млрд рублей. Программа льготного кредитования ориентирована, в первую очередь, на увеличение объема продаж в легковом сегменте, и снижение стоимости машин до одного миллиона рублей привело к исключению коммерческого транспорта из проекта господдержки.
В марте-апреле текущего года банк ВТБ выдал более 5 000 автомобильных кредитов с господдержкой на сумму 2,3 млрд рублей. Глава департамента автокредитования Русфинанс Банка считает, что программы лояльности стали главным и единственным актуальным драйвером спроса на рынке автокредитования. Также специалист отмечает, что сокращение бюджета программы в три раза и снижение стоимости автомобиля ограничили выбор моделей, существенно сократили объем льготных автокредитов.
Изменения в условиях участия в правительственных проектах приведут к тому, что это будет выгодно лишь тем банкам, у которых есть партнеры по продаже бюджетных автомобилей, и на рынке останутся только ключевые игроки. Тем не менее, предстоящее ограничение списка банков по льготным программам автокредитования не отразится на количестве клиентов, считают специалисты. Процентеы ставки тоже не должны увеличиться: представитель SBS Consulting подчеркнул, что по льготным автомобильным кредитам длительное время был ограничен уровень ставки и оснований для его роста нет.
Кому господдержка нужнее?
Автопроизводители делятся своей статистикой: за период март–апрель 2019 года удалось реализовать более 5000 автомобилей марки Kia, из них 1250 единиц это модели Rio. В компании Hyundai заявляют, что на льготные программы приходится около половины выданных автомобильных кредитов. Директор «Совкомбанка» подчеркнул, что госпроекты «Первый/Семейный автомобиль» давно доказали высокую эффективность, т.к. это оптимальный способ получить реальную скидку на приобретение машины: при возобновлении льготных программ розничные продажи в кредит увеличились на 20%.
У крупных банков льготные программы кредитования составляют около 10% от общего объема автокредитов. Среди заемщиков наиболее популярна программа «Семейный автомобиль», а в секторе льготного автокредитования лидируют отечественные автомобили марки Lada, по которым доля льготных автокредитов составляет 43%.