В текущем 2017 году правительство РФ планирует потратить 3 миллиарда 750 миллионов рублей на льготные программы автомобильного кредитования, в связи с чем многодетные семьи получают реальную возможность приобрести автомобиль на выгодных для них условиях. 19 июля соответствующее постановление о запуске программы «Семейный автомобиль» было подписано Дмитрием Медведевым. Согласно его условиям, все семьи, в которых есть два и более несовершеннолетних ребёнка, могут взять автомобиль в кредит со скидкой 10%. Таким образом можно не вносить первоначальный платёж, его за вас банку компенсирует государство.
Каждой семье – по четыре колеса
Помимо этого, было запущенно ещё четыре программы: программа автокредитования «Первый автомобиль» и еще три, нацеленные на сельское хозяйство и развитие мелкого бизнеса. Это следующие программы: «Своё дело», «Российский тягач» и «Российский Фермер». Аркадий Дворкович, вице-премьер, курирующий проект, сообщил о том, что на стимуляцию продаж кабинет министров выделил 3,25 миллиарда рублей на возмещение убытка кредиторам и ещё 3,25 миллиарда на аналогичные цели для лизинговых компаний. Отличие программы «Семейный автомобиль» от её аналога трёхлетней давности состоит в том, что верхняя планка цены на модель в базовой комплектации увеличилась на 600 тысяч рублей и составляет сегодня – 1,45 миллиона рублей. Данная норма, согласно предположениям правительства, стимулирует большинство многодетных семей на приобретение нового автомобиля.
Михаил Емельянов из «Справедливой России» заявил, что льгот для семей с несколькими детьми могло бы быть и больше, ведь обязательным условием для участия в программе «Семейный автомобиль» является необходимость внесения 20% от стоимости выбранной модели в момент заключения договора с банком. Парламентарий отметил, что это немалая для многодетной семьи сумма, к тому же, банки часто навязывают страховку, что лишь увеличивает стоимость автомобиля. Но по последним данным, эта информация уже неактуальна и требование первоначального взноса теперь отменено. Также в марте были внесены поправки, благодаря которым, при покупке автомобиля можно использовать материнский капитал. Однако при падении реальных доходов населения у семей могут возникнуть сложности с выплатами по кредиту, и увеличение размера материнского капитала решило бы эту проблему.
Радужные прогнозы или реальный взгляд на вещи?
Представитель одного из столичных автосалонов относится к прогнозу, согласно которому в рамках программ «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» до конца 2017 года будут проданы 59 тысяч автомобилей, крайне скептично. По его словам, список моделей, попадающих под льготные условия, практически полностью состоит из недорогих автомобилей с высокой степенью локализации производства, которые вряд ли вызовут интерес у больших семей. Учитывая стоимость обслуживания моделей большего размера, логичнее было бы позволить покупки подержанных автомобилей в кредит на льготных условиях.
Дмитрий Шатохин, представитель комитета СовФеда по финансовым рынкам и бюджету, наоборот, твёрдо уверен в эффективности новых программ. Он полагает, что инициативы будут развиваться за счёт отложенного спроса, который, согласно статистике, накопился у покупателей ввиду постоянного роста цен на автомобильном рынке. Отчасти Дмитрий Шахотин согласен с тем, что цифры спорные, но подтвердить или опровергнуть их способно только время. Об условиях программы «Семейный автомобиль» и размерах скидки читайте здесь.