Российский автомобильный рынок загоняют в угол

Несмотря на то, что в уходящем 2019 году российскую автомобильную промышленность миновали санкции и сохранилась господдержка, достичь высоких результатов не удалось. Если мировое сообщество стремительно развивается и переходит на гибриды и электрокары, то Россия продолжает активно собирать устаревшие модели и комплектующие. При этом правительство пытается регулировать автомобильную отрасль так, что вполне возможен обратный эффект в виде падения продаж.

В середине декабря 2019 года российские власти аннулировали все имеющиеся договоренности с автопроизводителями, с которыми заключались долгосрочные специнвестконтракты (СПИК). Ранее планировалось направить 200 млрд рублей на выплату компенсации всем игрокам за издержки утилизационного сбора, но в действительности все вышло иначе. Правительство привязало компенсационные выплаты к фактическому уровню локализации.

Автоконцернам не оставили выбора

В сложившейся ситуации, где всем участникам рынка очевиден тот факт, что масштабных продаж новых автомобилей в ближайшем будущем не предвидится и вернуться к прежним показателям, даже несмотря на возобновление в 2020 году государственной поддержки автокредитования, обеспечить рост продаж никак не получится. Политика государства для автопроизводителей ультимативна, ибо от них требуется:

  1. Вкладывать финансовые средства в производство новых продуктов на стремительно падающем рынке.
  2. Покупать компоненты отечественного производства.
  3. Поднимать цены для потребителей (что неизбежно для получения минимальной прибыли).

Хотя статистика продаж прошлых лет давала надежду на сбыт легковых машин в объеме 3 миллионов новых автомобилей в год, расширение производственных мощностей, разработку новых моделей, реальность показала, что максимально возможное количество проданных за год машин в 2020 году не превысит 1,5-2 миллионов авто. Рассчитывать на успешное внедрение подобия китайской модели локализации не стоит.

На сегодня ни один из представителей государственного аппарата не дал грамотного ответа на вопрос: «Зачем России необходима локализации всех участников рынка в столь сжатые сроки?». Даже строительство новых производственных мощностей по изготовлению двигателей и коробок передач не приведет к нужным показателям внутреннего рынка. Отрицательная тенденция четко обозначена. В число выбывающих игроков на автомобильном рынке России попадут или уже попали следующие производители автомобилей:

  • Ford. В марте 2019 года компания покинула легковой сегмент в России и оставила собственный завод двигателей;
  • Datsun и Nissan;
  • PSA, если с их завода уйдет Mitsubishi, обеспечивающий основную загрузку.

В свете новых условий список претендентов будет и дальше увеличиться, к огромному сожалению, российский автопром стремительно сужается. Вскоре отечественный рынок останется с несколькими производителями, готовыми предложить лишь скромную линейку из двух-трех базовых моделей. Возможно, со временем спрос именно на эти автомобили начнет увеличиваться, но только лишь за счет государственной поддержки автокредитования, отсутствия альтернативы выбора, и все лозунги о необходимости наращивания экспорта будут звучать абсурдно.

Усугубляет сложившуюся ситуацию негативная практика свозить в Россию устаревающее оборудование. Через 10 лет к автомобилям российского производства потеряют интерес партнеры по ЕАЭС, и экспорт тоже сократится. Связано это не только с индивидуальными требованиями и предпочтениями потребителей, но и с несоответствием международным экологическим стандартам. Например из 15 перспективных российских проектов электромобилей ни на один из них СПИК не подписан.