Развитие российского автопрома в программе «Стратегия 2025»

В Минпромторге прошло горячее обсуждение стратегии развития российской автомобильной промышленности вплоть до 2025 года. Впервые было предложено создать новый официальный документ с таким длительным сроком действия, поскольку все ранние стратегии и предложения брали в расчет, как максимум, период до 2020 года. Денис Мантуров, глава Минпромторга, так озвучил это событие, – «Изменившиеся макроэкономические условия требуют корректировки ранее одобренных подходов к развитию российского автопрома».

Были предложены два ключевых направления развития «Стратегии 2025», которые позволят развернуться авторынку в сторону интенсивного развития и поступательного роста. А пока на данный момент присутствует лишь «искусственное» стимулирование покупательского спроса, что само по себе не влечет развитие автомобильной промышленности.

Два направления развития российского авторынка до 2025 года

  1. Задача «номер один» – развитие экспорта. Проектный подход предполагает государственную поддержку на всех ступенях покорения зарубежных рынков. Если проект окажется успешным, уже к концу 2018 года на внешние рынки будет поставляться автомобилей на 50% больше, чем на данный момент.
  2. Задача «номер два» – повышение уровня локализации за счет производства важных узлов и комплектующих в России. Особенно это актуально для сегмента легковых автомобилей, большая часть запасных частей для которых в данный момент производится за рубежом. В зависимости от модели автомобиля уровень локализации автокомпонентов может составлять 30-55%.

Не оставлены без внимания и более приземленные вопросы, ближе расположенные к нам на временном отрезке. Утверждены и подписаны премьер-министром Дмитрием Медведевым правительственные постановления, касающиеся распределения государственных субсидий в 2017 году между участниками авторынка. В частности, российским производителям автомобилей будет выделено на 1 миллиард рублей больше, чем предполагалось ранее. Экономия достигнута за счет снижения объема дотаций на доставку автомобилей на экспортные рынки и доработку их конструкции.

55 миллиардов рублей господдержки

Всего же на поддержку автопрома в 2017 году планируется «потратить» порядка 55 миллиардов рублей, что будет сопоставимы с показателями текущего 2016 года.

  • Из них 17,5 миллиардов рублей будут распределены на государственную программу обновления автопарка. Действовать она будет пока на прежних условиях: сохранится размер скидки по утилизации в размере 40-50 тысяч рублей, сохраниться скидка по схеме Trade in и так далее. Однако со временем размер скидок может быть уменьшен, и высвобожденные деньги будут перераспределены;
  • Такая же сумма ждет своего звездного часа – в правительстве РФ не оставляют надежды, что проанонсированные ранее новые госпрограммы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» будут все-таки запущены. Одновременно с ними продолжат свое действие старые: закупка автомобилей скорой помощи, газомоторной техники, общественного городского электротранспорта и школьных автобусов;
  • Порядка 10 миллиардов рублей госсубсидий будет направлено на компенсацию банкам выпадающих доходов по автокредитам с государственной поддержкой, уже выданных в текущем 2016 году и по автокредитам, которые будут выдаваться в 2017 году. На данный момент условия госпрограммы остаются прежними: максимальная стоимость автомобиля не может превышать планку в 1,15 миллиона рублей, однако автопроизводители просят поднять планку до 1,5 миллиона рублей;
  • Аналогичная сумма в размере 10 миллиардов рублей будет выделена на льготный автолизинг. В 2017 году, возможно, будет утверждена новая программа лизинга строительной и коммунальной автотехники в размере 2,5 миллиардов рублей. Она позволит увеличить объем грузовой, строительной и другой спецтехники, выпускаемой в России.