В Минпромторге прошло горячее обсуждение стратегии развития российской автомобильной промышленности вплоть до 2025 года. Впервые было предложено создать новый официальный документ с таким длительным сроком действия, поскольку все ранние стратегии и предложения брали в расчет, как максимум, период до 2020 года. Денис Мантуров, глава Минпромторга, так озвучил это событие, – «Изменившиеся макроэкономические условия требуют корректировки ранее одобренных подходов к развитию российского автопрома».
Были предложены два ключевых направления развития «Стратегии 2025», которые позволят развернуться авторынку в сторону интенсивного развития и поступательного роста. А пока на данный момент присутствует лишь «искусственное» стимулирование покупательского спроса, что само по себе не влечет развитие автомобильной промышленности.
Два направления развития российского авторынка до 2025 года
- Задача «номер один» – развитие экспорта. Проектный подход предполагает государственную поддержку на всех ступенях покорения зарубежных рынков. Если проект окажется успешным, уже к концу 2018 года на внешние рынки будет поставляться автомобилей на 50% больше, чем на данный момент.
- Задача «номер два» – повышение уровня локализации за счет производства важных узлов и комплектующих в России. Особенно это актуально для сегмента легковых автомобилей, большая часть запасных частей для которых в данный момент производится за рубежом. В зависимости от модели автомобиля уровень локализации автокомпонентов может составлять 30-55%.
Не оставлены без внимания и более приземленные вопросы, ближе расположенные к нам на временном отрезке. Утверждены и подписаны премьер-министром Дмитрием Медведевым правительственные постановления, касающиеся распределения государственных субсидий в 2017 году между участниками авторынка. В частности, российским производителям автомобилей будет выделено на 1 миллиард рублей больше, чем предполагалось ранее. Экономия достигнута за счет снижения объема дотаций на доставку автомобилей на экспортные рынки и доработку их конструкции.
55 миллиардов рублей господдержки
Всего же на поддержку автопрома в 2017 году планируется «потратить» порядка 55 миллиардов рублей, что будет сопоставимы с показателями текущего 2016 года.
- Из них 17,5 миллиардов рублей будут распределены на государственную программу обновления автопарка. Действовать она будет пока на прежних условиях: сохранится размер скидки по утилизации в размере 40-50 тысяч рублей, сохраниться скидка по схеме Trade in и так далее. Однако со временем размер скидок может быть уменьшен, и высвобожденные деньги будут перераспределены;
- Такая же сумма ждет своего звездного часа – в правительстве РФ не оставляют надежды, что проанонсированные ранее новые госпрограммы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело» будут все-таки запущены. Одновременно с ними продолжат свое действие старые: закупка автомобилей скорой помощи, газомоторной техники, общественного городского электротранспорта и школьных автобусов;
- Порядка 10 миллиардов рублей госсубсидий будет направлено на компенсацию банкам выпадающих доходов по автокредитам с государственной поддержкой, уже выданных в текущем 2016 году и по автокредитам, которые будут выдаваться в 2017 году. На данный момент условия госпрограммы остаются прежними: максимальная стоимость автомобиля не может превышать планку в 1,15 миллиона рублей, однако автопроизводители просят поднять планку до 1,5 миллиона рублей;
- Аналогичная сумма в размере 10 миллиардов рублей будет выделена на льготный автолизинг. В 2017 году, возможно, будет утверждена новая программа лизинга строительной и коммунальной автотехники в размере 2,5 миллиардов рублей. Она позволит увеличить объем грузовой, строительной и другой спецтехники, выпускаемой в России.