Программы Первый автомобиль и Семейный автомобиль в 2019 году

Падение национальной валюты остается главной причиной нестабильного положения автомобильной промышленности РФ. Поэтому автопроизводителям пришлось несколько раз поднимать цены на транспорт, пересматривать условия специальных программ. Покупатели, в свою очередь, оперативно определялись с выбором новой машины. Ведь в следующем 2019 году им придется платить не 18%, а 20% НДС. Какие новости ожидают российских автовладельцев в 2019 году, сохранится ли государственная поддержка автокредитов на федеральном уровне (p.s. господдержка в 2019 году сохранится), попытались спрогнозировать опытные эксперты.

Стабильные продажи на протяжении 19 месяцев

По информации, предоставленной специалистами АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса), за ноябрь 2018 года было реализовано 167494 новых автомобиля. За период с 1 января по 1 декабря текущего года общее количество сбытых авто составило 1625351 единицу, что на 13,7% больше, чем в прошлом 2017 году. Также эксперты едины во мнении, что декабрьские продажи будут сопоставимы с ноябрьскими.

По итогам 12 месяцев российский автомобильный рынок должен выйти на показатель 1800000 проданных легковых и легковых коммерческих автомобилей.

Высокие результаты продаж в 2018 году продемонстрировали следующие бренды:

  • Lada – 324797 единиц авто, +16%;
  • Kia – 209503 автомобиля, +24%;
  • Hyundai – 163194 транспортных средства, +14%;
  • VW – 94877 машин, +20%;
  • Toyota – 96226 единиц, +15%;
  • Skoda – 73275 автомобилей, +30%;
  • Mitsubishi – 39859 единиц, +93%.

В число отстающих попали следующие производители:

  • Subaru –7026 машин, +33%;
  • Suzuki – 5303 транспортных средства +26%;
  • BMW – 32512 единицы, +19%;
  • Mazda – 28043автомобиля, +23%;
  • Volvo – 6854 авто, + 16%.

Продажи в премиум сегменте

В премиальном сегменте верхнюю строчку занял суббренд Hyundai Genesis – 1626 автомобилей, +76% (стал лидером, так как новичок и нет маркетинговой истории). За ним выстроились:

  • Renault – 128965, +6%;
  • Nissan – 67501, +8%;
  • Ford – 47488, +6%;
  • Meredes-Benz – 34426, +2%;
  • Lexus – 21831, +4%;
  • Land Rover – 8801, +9%.

Несмотря на положительные показатели, суммарный объем продаж для российского рынка низкий и неубедительный.

По информации экспертов «Автостата», наиболее высокие показатели были зафиксированы в 2012 году и составили 2800000 реализованных единиц транспорта. Уже в 2013 году продажи сократились до 2600000 экземпляров. Если бы не экономический кризис, вызванный американскими санкциями, то продажи 2014 года превысили бы отметку 2300000 автомобилей по «прошлогодним» ценам. Катастрофическим для отечественного автопрома стал 2015 год, в котором объем продаж составил 1500000 единиц. Отрицательная динамика сохранилась в следующем году, а показатели застыли на уровне 1300000 проданных авто.

Незначительный рост реализации был показан в середине 2017 года, когда были запущены ставшие популярными среди населения программы государственной поддержки Первый автомобиль и Семейный автомобиль. Россияне приобрели 1510000 новых легковых и легковых коммерческих автомобилей. Исходя из предоставленной статистики, становится очевидно, что до полного восстановления автомобильной отрасли далеко. Ведущие автокомпании России уверены, что сбыт машин в 2019 году будет сопоставим с продажами 2018 года, но возможно показатели на несколько тысяч уменьшатся. Эксперты считают, что не стоит ожидать феноменальных результатов в первой декаде нового года.

Нас ждет подорожание машин в 2019 году

За 11 месяцев текущего года новые автомобили подорожали в среднем на 12%. Хотя российские компании смогли вернуть разницу от скачков национальной валюты по отношению к доллару и евро, но это не говорит о полной стабилизации цен. Очередное подорожание напрямую связано с ростом инфляция и увеличенным до 20% налогом.
Руководство автомобильных компаний (Renault, Kia, АВТОВАЗ) не скрывает от потенциальных покупателей, что поднятие НДС отразится на конечной стоимости автомобилей уже с 1 января 2019 г. При этом автоконцерны не теряют надежды на стабилизацию внешнеэкономических связей внутреннего финансового рынка, а также курса национальной валюты.

В 2019 году государственное финансирование сократят в два раза

В 2018 году российские власти выделили 17,2 млрд рублей на реализацию программ льготного автокредитования и субсидирования граждан, что в два раза меньше, чем в 2017 году (34,4 млрд рублей). На адресные программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» из государственной казны будет потрачено около 7,5 млрд рублей. Остальная часть финансов направлена на такие проекты, как: «Свое дело» и «Российский тягач», а также:

  • На разработку, производство транспортных средств с дистанционным и автономным управлением профильное ведомство выделило 1,295 млрд рублей;
  • На стимулирование покупок наземного электротранспорта направлено 1,5 млрд рублей;
  • На реализацию ряда мероприятий на Дальнем Востоке (компенсация транспортных расходов автокомпаниям) пришлось 0,5 млрд рублей;
  • Покупка газомоторной техники обошлась в 2,5 млрд рублей.

Правительство РФ продолжает целенаправленно снижать объемы государственной поддержки автомобильной отрасли, хотя в Минпромторге летом 2018 года звучали заявления о том, что ключевые программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» будут продлены до 2020 года включительно, что позволит покупать новые автомобили со скидкой от 10% до 25%. (25 фераля добавлена новая информация о том, что эти программы будут возобновлены с 1 марта).


Вице-президент Дмитрий Козак на встрече с автопроизводителями сообщил, что объемы господдержки отечественного автопрома в пять раз превышают отчисления отрасли в бюджет.

Автопроизводители в свою очередь настроены менее позитивно, потому что до сих пор не получили официального подтверждения продления государственных программ автокредитования и в частности таких программ, как Первый и Семейный автомобиль в 2019 году.

Недовольство автокомпаний растет

Причиной недовольства российских автопроизводителей послужили истекающие сроки соглашения о промышленной сборке. В его рамках, инвестировавшим в локализацию производства автокомпаниям, предоставляется широкий перечень льгот, в том числе налоговых. Из-за неопределенных условий, производители вправе отложить запуск новых моделей на конвейер (компания Renault уже высказала свои претензии). Из-за того что два профильных ведомства: Минпромторг и Минэкономика не могут прийти к единому мнению, вопрос остается открытым. Представители структур до последнего предлагали различные решения, инструменты в обмен на завершение действия постановления о промсборке №166.

Минпромторг продолжает настаивать на подписании индивидуальных инвестиционных договоров между государственными ведомствами и автодилерами. Специальный документ включает набор льгот, определяющий условия работы с каждым участником соглашения. Они зависят от объемов инвестирования, НИОКР и активного развития экспорта. Эту опцию критиковали руководители многих автокомпаний за непрозрачность, жесткие требования. В Министерстве экономики на протяжении длительного времени выступали против этого инструмента.

Правительственная группа настаивает на том, что по СПИКам нужно работать только тем, кто производит высокотехнологичную продукцию, к которой автомобили не относятся. К переговорам подключилась ФАС, выразив свое мнение о том, что компании не должны объединяться с целью подписания СПИКов. Хотя несколько лет назад Минпромторг уже лоббировал идею объединения брендов для получения синергетического эффекта.

Наступающий 2019 год – время новых высокотехнологичных автомобилей

Несмотря на многочисленные протесты против действий правительства РФ, автопроизводители готовят для россиян в новом 2019 году интересные новинки. К ним относятся:

  • Новая модель Volvo S60 и Volvo V60 Cross Country;
  • Обновленная модель Suzuki Vitara, а также компактный внедорожник Jimny;
  • Skoda представит прошедший рестайлинг Superb и кроссовер Karoq;
  • Volkswagen начнет 2019 год с продажи лифтбека Arteon, новых модификаций Polo и Tiguan;
  • АвтоВАЗ также представит несколько достойных новинок: Lada Vesta Sport, Granta Cross.