1 июня 2020 года вступает в силу новая государственная программа для поддержания спроса автомобилей отечественного производства «Доступная аренда». За оставшиеся десять дней специалисты Минпромторга обязуются проработать все нюансы аренды, включая расчет ее ставки. Программа будет основываться на взаимодействии банков, лизинговых компаний и заемщиков. На реализацию проекта «Доступная аренда» до конца 2020 года власти выделят 2,5 млрд. рублей.
Над идеей запуска подобного рода программы обсуждалась на протяжении последних двух лет, но кардинальные действия по ее лоббированию начались только с приходом пандемии Covid-19. Однако правительство поспешило заявить, что эти события совершенно не связаны, и этому есть разумное объяснение.
Практически у всех владельцев автомобили простаивают в гараже 90% времени. В это время ему приходится оплачивать страховку, кредит, транспортный налог. Если пробег транспортного средства составляет менее 5000 км, то он априори не может приносить доход или пользу, как таковую. В таком случае, рациональное будет взять машину в аренду. Тем более в период пандемии коронавируса, когда доходы граждан сократились в разы. Еще одной весомой причиной взять автомобиль в аренду является не желание связываться с собственностью. Конечно, можно воспользоваться популярной услугой каршеринга, которая пока, что неактивна, но и здесь есть подводные камни.
После того, как режим самоизоляции закончится, эта опция вновь наберет обороты. Современная молодежь отдает предпочтение активному отдыху, они с легкостью меняют города и страны проживания, не спешат покупать собственное жилье. Все эти статьи расходов тяготят миллениалов, поэтому аренда автомобилей для них это оптимальный вариант.
По словам замминистра Минпромторга Александра Морозова, программа «Доступная аренда» будет иметь успех только в тандеме двух аспектов:
- Основная масса молодежи тратить собственные сбережения на покупку авто не желает, но и пешком ходить не хочет. Поэтому им будет интересно предложение выгодной аренды машин.
- Малый и средний бизнес в этом году потерпел колоссальные убытки на фоне пандемии Covid-19. Соответственно МСБ будут искать льготные варианты для аренды транспорта.
Александр Морозов добавил, что оптимальным вариантом для реализации программы «Доступная аренда», будет создание современного парка машин на базе крупной лизинговой компании или банка в каждом регионе РФ. Независимо от того, простой гражданин или это юридическое лицо, они будут брать автомобиль на тот срок, который необходим им. После вынужденной самоизоляции бизнес будет восстанавливаться долго, поэтому важно проработать максимально гибкие сроки и адекватную стоимость аренды. В завершение заместитель министра промышленности и торговли добавил: «Государство планирует субсидировать пилотные проекты во всех регионах с целью популяризации программы».
Во всем мире уже много лет практикуют предоставлять в аренду автомобили по подписке с ежемесячной оплатой. Стоимость этой услуги в Европе начинается от 400 евро. К тому же она имеет ряд весомых преимуществ:
- арендный автомобиль можно менять на новый несколько раз в год;
- внеся абонентскую плату, арендатор больше не несет никаких финансовых затрат, за исключением мойки, заправки, штрафов;
- техническое обслуживание, страховку, транспортный налог, смену резину, необходимый ремонт оплачивает владелец (компания или государство).
Исходя из этого, стоимость в 400 евро за год ежедневного использования автомобиля, не кажется такой высокой и неподъемной. Соответственно, если человек будет с каждой заработной платы откладывать эту же сумму, то машину он сможет купить не ранее, чем через пять лет. В программе арендования транспортных средств есть недостатки, к которым стоит отнести:
- автомобиль никогда не станет собственностью арендатора, а деньги будут потрачены;
- возможные ограничения по пробегу (особенно в другом городе или стране);
- лишний километраж оплачивается по более высокой ставке;
- возможный запрет на въезд в другие страны.
Специалисты автомобильного портала Drom-ru составили калькуляцию годовой стоимости аренды и частной собственности автомобилем одной марки. Исходя из проведенного расчета, стало очевидно, что выгоднее брать машину в аренду. Но только в том случае, если когда автомобиль действительно необходим. Исходя из всего выше перечисленного, можно заявить, что у каждого из предложенных вариантов есть плюсы и минусы. В современном мире автомобиль можно купить, оформить в лизинг, взять в долгосрочный лизинг с последующим выкупом, на прокат или в аренду, каршеринг, а теперь государство предлагает воспользоваться услугой аренды с ежемесячной абонентской платой.
Эту опцию уже практиковали прошлым летом в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге (в рамках двух частных брендов). Но проект был приостановлен из-за начавшейся пандемии Covid-19.
Стоимость аренды за компактный кроссовер начиналась от 30000 рублей, а минивэны обошлись от 50000 рублей. По словам представителей этих компаний, проект продвигался исключительно для пользователей, производителя и дилера. В рамках программы «Доступная аренда» у производителя не будет никаких рисков, потому что их на себя берут лизинговые компании и банки. Такая схема значительно ускорит проведение сделок. Автомобиль будет оплачивать банк, после чего передавать его клиенту, который рассчитается с ним за аренду. Но право собственности на владение автомобилем не переходит к арендатору, с целью снижения рисков.
Представитель ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров, поделился своим мнением о предстоящем запуске программы: «Для банков это довольно интересный бизнес, а для автопроизводителей дополнительный способ повышения продаж. Не менее перспективной станет аренда коммерческих автомобилей. Частным фирмам не выгодно содержать собственный автопарк, поэтому они пользуются арендой машин. Этой же схемой пользуются муниципальные и государственные организации. Соответственно спрос на аренду коммерческих автомобилей будет расти и дальше».