Несмотря на то, что в уходящем 2017 году было много сделано и вложено в отечественный автомобильный рынок, остается интрига, сумеет ли Минпромторг продемонстрировать такой же рост продаж и в следующем 2018 году. Не стоит забывать, что профильное ведомство существенно сократило госфинансирование, повысило процент утилизационного сбора, акцизы для автомобилей мощностью свыше 150 л. с., урезало действие льготных программ. Независимые аналитики в сфере автомобильного рынка уверены, что в 2018 году максимум на который сможет выйти автопром это 10-13%.
Этого минимального роста удастся достичь только за счет возобновления льготных программ стимулирования спроса: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Их востребованность и актуальность была наглядно продемонстрирована в этом году, когда за 4 месяца был выбран весь лимит новых автомобилей, который рассчитывался на 6 месяцев. Также специалисты отметили, что общая сумма, направленная на развитие отрасли, составит 35 млрд рублей, что практически в два раза меньше, чем в 2017 году.
Льготный лизинг в 2018 году будет сохранен
В 2018 году Минпромторг планирует продолжить действие льготного лизинга, а также таких программ поддержки, как: «Свое дело», «Российский фермер», «Российский тягач». Последние три проекта направлены на развитие малого и среднего бизнеса, по схеме leasing теперь смогут приобретать автомобили и простые граждане. Хотя большинство автодилеров склонны к актуализации схемы trade-in, благодаря которому многие россияне поменяли старые автомобили на новые в период с 2014 по 2016 год. Не исключено, что возрастет себестоимость автомобилей, особенно тех брендов, которые собираются не на территории РФ.
Автоконцернам, открывшим производственные мощности в России, планируют повысить утилизационный сбор. Основанием для таких инициатив стало внесенное Минпроморгом постановление на рассмотрение законодательному собранию. Документ выглядит весьма завуалировано, и никто не верит в сокращение индексации сбора. Структура спроса в 2018 году останется прежней. Сегмент «Эконом» охватит около 80% покупательской аудитории, автомобили категории «Люкс» максимум займут 1-1,5% от суммарного объема продаж. В текущем году всего было реализовано 1,7 млн авто, а в элитном секторе порядка 1250-1400 автомобилей.
Более точные прогнозы можно будет делать только после аналитического анализа автомобильного рынка в целом за 2017 год. Необходимо учесть такие критерии, как сокращение государственного финансирования, увеличение размера утилизационного сбора, чтобы получить полную картину. Несомненно, хочется верить, что отечественный автомобильный рынок не вернется к плачевным докризисным показателям, и правительство РФ знает, что делает.