Похоже, господдержка оказала недолгий эффект и государственное автокредитование не оправдало возложенных надежд. Как известно, программа господдержки была создана для того, чтобы поддержать рынок автокредитования и автопроизводителей. Начало этого года было достаточно тяжелым для всех, сказывается кризисная ситуация, и такие ситуации пагубно сказываются на всех: на банках, автосалонах, и в конечном счете, на потребителях. С момента запуска государственного автокредитования прошло несколько месяцев.
На момент запуска программы господдержки наблюдалась некая стабилизация, поэтому эксперты отмечали рост автокредитования в июле месяце. Однако за ростом произошел спад. За несколько месяцев банки смогли удовлетворить некоторый спрос на кредитование, но объемы выданных кредитов были небольшими. Как отмечает статистика Frank Research Group, за июль были выданы кредиты почти на 30 млрд. рублей, что почти на 2,6 % меньше сумм, выданных в июне. Тем не менее, начиная с апреля, наблюдался стабильный спрос на кредитование. За три месяца с апреля по июнь было выдано автокредитов на общую сумму в 75,5 млрд. рублей, тогда как в период с января по март было выдано всего на 36,4 млрд. рублей.
За летние месяцы уровень продаж поднялся практически до уровня прошлого года, и на участников рынка большое влияние оказало то, что была запущена государственная программа, которая была направлена на поддержку автокредитования. Однако на данный момент на рынке наблюдается полная тишина. Приобрести автомобиль на льготных условиях кредитования можно, начиная с апреля месяца. Участие государства заключается в том, что оно субсидирует примерно 2/3 банковской ставки по кредиту, сейчас она не превышает 11%. Размер максимальной ставки по автокредитованию не должен быть более, чем 10% от ключевой ставки. На данный момент вполне можно получить кредит под 21% на приобретение нового автомобиля российского или импортного производства.
Всего же в рамках действующей программы государственного автокредитования оформлено порядка 103,5 тыс. новых автомобилей. Одной из причин того, что наблюдается падение спроса на автокредиты, считается то, что спрос на автомобили в текущем году себя исчерпал. Многие воспользовались программой господдержки в течение первых трех месяцев, с момента ее запуска. Большую роль сыграл и тот фактор, что на тот момент рубль имел достаточно стабильный курс, да и стоимость автомобиля также была достаточно стабильной. Как считает Алексей Токарев, вице-президент банка ВТБ 24, объяснить падение спроса можно и тем, что с мая по июнь у многих граждан начинается период отпусков.
Действие госпрограммы совпало именно с этим периодом, что заглушило ее эффект. В начале 2015 года банковские ставки по автокредитованию резко взлетели, что привело к падению спроса на услуги банков. На тот момент рынок замер, поскольку покупатели не спешили приобретать автомобили по высоким ставкам. Пик активности в это году пришелся именно на апрель-июнь. Однако в середине лета произошло ослабление курса внутренней российской валюты к доллару, что привело к тому, что граждане заняли ожидающую позицию. В июле месяце за доллар давали 60,34 рубля. В августе позиции рубля еще более ослабели. Он опустился в стоимости до 66,7 рублей за один доллар.
В такой ситуации даже господдержка не могла сыграть большой роли, плюсом к этому произошло сезонное падение рынка автокредитования. Согласно оценке А. Токарева, количество проданных автомобилей упало еще на 6,5%. Несмотря на то, что государственное автокредитование будет действовать до конца этого года, у банкиров нет особых иллюзий на этот счет. Падение курса рубля неминуемо приведет к росту цен на автомобили, что в текущей экономической ситуации вряд ли будет способствовать увеличению популярности автокредитования.