Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил об изменениях в льготных программах на приобретение нового автомобиля. В 2018 году с большой вероятностью будут отменены некоторые льготные программы: кредиты на покупку нового авто, утилизация и trade-in. Это связано с уверенным восстановлением автомобильного рынка. За девять месяцев текущего года реализация легковых и коммерческих автомобилей выросла на 10,9%, а за 30 дней сентября рост продаж составил 18%. При этом без поправок остались льготные программы автокредитования: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач», «Свое дело». На их финансирование планируется выделить около 10 миллиардов рублей.
Причины изменений программ автокредитования
В 2017 году Минпромторг на реализацию программы стимулирования спроса на льготное приобретение транспортных средств выделило около 55 миллиардов рублей. В них вошли:
- автокредитование;
- программы утилизации;
- стимулирование роста выпуска автобусов;
- отдельная новая программа, направленная на увеличение продаж транспорта, работающего на газомоторном топливе.
В результате реформирования, граждане РФ смогут приобрести более 1500000 новых легковых автомобилей, а также получить десятипроцентную скидку в программах стимулирования спроса.
Неожиданный поворот или подводные камни
18 октября 2017 года в средствах массовой информации появилось экстренное сообщение, где говорилось о прекращении действия стимулирующих программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Неожиданное известие повергло в шок дилеров и производителей. Покупатели, которые уже подали документы на оформление займа на льготных условиях, также лишились субсидии. Зарегистрированные 17 июля 2017 года государственные программы были рассчитаны на полгода. По их условиям, новые клиенты получали доступ к льготному кредитованию и выгодную 10% скидку. В денежном эквиваленте это составляет около 50000–145000 рублей на одного покупателя. В связи с изменениями в льготном проекте, автовладельцам предлагают заключить новый договор без дополнительной скидки.
Дилеры Архангельска и Челябинска подтвердили информацию о прекращении действия льготной программы, а также подтвердили информацию, что не могут повлиять на ситуацию, так как субсидирование ведется через государственные банки. Сейчас они будут заняты корректировкой и переподписанием договоров. При этом архангельские дилеры настроены более оптимистично и продолжают реализовывать льготные автомобили. Причина – банки, с которыми они сотрудничают, которые еще не исчерпали лимит льготных кредитов. Вместе с тем они не отрицают, что количество мест в программе стимулирования спроса очень мало и советуют ускориться тем, кто желает приобрести машину на выгодных условиях.
Как оказалось, государством было выделено 3,75 миллиарда бюджетных рублей, которые банки уже выбрали. Эта сумма была рассчитана на реализацию 58000 автомобилей при условии, что средний размер субсидии составит 64000 рублей. По факту россияне приобретали автомобили в среднем стоимостью до 1,45 миллиона рублей, что не вписывается в установленные квоты и превышает долю субсидирования. Это означает, что оптимистичное начало льготных программ и благие намерения законодателей с треском провалились, и их действия по прекращению действия программ вызовет волну негодования, а в будущем и недоверие потенциальных покупателей.