Одно из огорчений 2012 года для потенциальных владельцев автомобилей и предпринимателей — это утилизационный сбор, мгновенно обрушивший все надежды российских автолюбителей на то, что после вступления в ВТО можно будет приобрести автомобиль зарубежного производства хорошего качества по выгодной цене. Игорь Шувалов – первый заместитель председателя правительства России, в интервью «Авторадио» сказал, что это временная мера. Что бы утилизационный сбор перестал работать, обществу нужно приложить немало усилий.
По версии перового зама председателя правительства нужно в первую очередь начать производить собственный транспорт надлежащего качества и по доступной цене, наполнить им собственный рынок, повысить уровень жизни людей до уровня жизни японцев, где всё рассчитано на то, чтобы машина после трёх лет эксплуатации ушла с рынка. Вот тогда утилизационный сбор можно отменить. Когда общество, страна и её экономика будут готовы не скупать хлам из-за границы, утилизационного сбора не будет, и рынок будет работать по другим правилам. Депутат Госдумы и глава движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков не согласен с этим утверждением. Он считает, что сбор на утилизацию автотранспорта нужен, но он должен быть использован по своему назначению, а не быть простой «заградиловкой».
В Европе, например, утилизацию автомобиля включают в его стоимость, и она равна от ста до двухсот евро. Причём деньги эти используются только на утилизацию старых автомобилей. В России деньги за утилизацию поступают просто в бюджет, и никаких заводов по переработке старых автомобилей не строится. Всем ясно, что сбор — просто протекционизм отечественных автопроизводителей и ничего более. Этот, так называемый утилизационный сбор, больно ударил по малому и среднему бизнесу, вынудил предпринимателей закупать зарубежные автомобили по более низким ценам, но гораздо худшего качества, чтобы затем тратить деньги на их обслуживание и ремонт. Говорить о неудобствах с постоянными контактами с клиентами уже не приходится.
Утилизационный сбор предложил Минпромторг перед вступлением в ВТО в качестве защиты от дешёвых машин зарубежного производства и был принят Госдумой. Законом отечественные автопроизводители освобождаются от такого сбора, если предоставлены гарантии на утилизацию продукции. От него освобождены также страны таможенного союза, если они производят автомобили на заводах, включенных в специальный перечень. Введение утилизационного сбора может повлечь за собой автомобильную войну с Украиной: Украине придётся поднять цены на российскую продукцию. А это 180.000 автомобилей из 250.000 продающихся машин, выпущенных в России за год. Судя по всему, хороших и одновременно с этим дешевых машин зарубежного производства нам ждать ещё очень и очень долго.