Новые программы господдержки Первый автомобиль и Семейный автомобиль запустят 1 июля?

Официально: новые программы Министерства промышленности и торговли, направленные на стимуляцию автомобильной промышленности, были запущены 1 июля 2017 года и продлены с 1 марта 2019 года. Изначально будет выделено 7 миллиардов 500 миллионов рублей, но не исключается возможность увеличения суммы дотаций при высоком спросе со стороны покупателей. Половина суммы будет направлена на легковые автомобили, ещё половина – на тяжёлую технику. Давайте попробуем разобраться в том, какие у данных инициатив перспективы, и как не них отреагировали крупнейшие представители рынка. Согласно предположениям дилеров, к концу 2017 года, благодаря программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» будет реализовано около 40 тысяч машин.

Ранее они просили увеличить верхнюю планку стоимости модели, допущенной до участия в программах до 1 миллиона 600 тысяч рублей, но министерство решило сохранить её на уровне 1, 45 миллиона рублей. Стоит отметить, что льготные условия кредитования доступны только на приобретение автомобилей в базовой комплектации. На заседании, проведённом вечером 7 июня, было принято решение о том, что новые программы не повлияют на уже существующие. Все предыдущие условия и процентные ставки будут сохранены. Более того, допускается участие сразу в двух программах. В этом случае, льготы будут «накладываться» друг на друга.

Скидка по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» составит 10%

Легковые автомобили получат дополнительную скидку в 10%. При этом льготные программы кредитования сохраняют своё действие. Что касается тяжёлой техники, то к имеющемуся 10% дисконту на приобретение по лизинговым программам, добавится ещё 2,5%. При максимальной допустимой стоимости автомобиля данная скидка составит 145 тысяч рублей. «Первый автомобиль» не имеет возрастных ограничений, единственное условие – отсутствие операций по приобретение автомобиля в прошлом. «Семейный автомобиль» доступен семьям, имеющим двух малолетних детей. Эксперты предполагают, что, с учётом того, что в прошлые годы подобные инициативы показывали свою эффективность, вероятность увеличения суммы государственных дотаций достаточно высока.

Что касается пороговой цены, то в неё впишутся не только представители отечественного АВТОВАЗа, но и зарубежные компании, среди которых Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda и прочие, при условии того, что они имеют в России производство с высоким уровнем локализации. Преимуществом также является то, что государство субсидирует на продавца, а покупателя. Это расширяет доступ к выбору, посредством чего стимулируется спрос. Чиновники предполагают, что выделенные в этом году 10 миллиардов на субсидирование льготных кредитов убедят россиян приобрести 350 тысяч автомобилей до конца года.

Однако для получения желанного автокредита с господдержкой со ставкой в 6,7% требуется выполнение ряда условий.

  1. Начальная ставка, предлагаемая выбранным банком, не должна превышать 18% годовых.
  2. Приобрести можно лишь автомобиль, выпущенный в 2016-2017 годах.
  3. Обеспечение залоговых гарантий и предоплата суммой в 20% от стоимости автомобиля.
  4. Максимальный срок действия договора – 3 года.

Где деньги, Зин? На что пойдут государственные финансы?

Кирилл Яковенко, аналитик группы «Алор Брокер», позитивно оценивает подобные инициативы. Он считает, что коммерческие автомобили наконец-то получили такое необходимое внимание со стороны правительства, напоминая о том, что ситуация в их секторе рынка оставалась неутешительной даже на фоне масштабных программ поддержки автопрома. Однако, у Кирилла остаётся масса вопросов к структуре разделения средств. Он приводит в пример автокран «Галичанин», установленный на базе «КАМАЗа». Его стоимость составит приблизительно 7 миллионов рублей, что эквивалентно стоимости 8 легковых автомобилей. Существует опасение, что неравномерное распределение средств отпугнёт крупный бизнес от участия в инициативах, так как выделенные средства могут быть израсходованы очень быстро.

Роман Паршин, генеральный директор инвестиционной компании «Форум» настроен критически. Он считает, что подобные меры недопустимы для рыночной экономики, ведь средства налогоплательщиков распределяются между двумя узкими группами: людьми, желающими приобрести автомобиль дешевле 1 миллиона 450 тысяч рублей, и производителями, предлагающими модели в данном ценовом диапазоне. Он подчёркивает, что граждане, приобретающие автомобиль впервые и участвующие в программах реализации и так получили достаточно дотаций за 2016 год. Чем многодетные семьи и люди, не имеющие автомобиля, заслужили того, чтобы часть их расходов покрывалась из государственного бюджета, остаётся неясным.

Министерство промышленности и торговли рассчитывает, что к концу 2017 года прошлогодние показатели роста автомобильного рынка будут повторены, то есть предполагается их сохранение на уровне 7%. Это должно будет стать толчком не только для производителей машин, но и для экономики в целом.