Несколько парадоксальная ситуация, но факт. При общем спаде продаж автомобилей в России, в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных субъектах РФ наблюдается положительная динамика роста продаж. В целом отмечается рост от 7 до 8 % к уровню прошлогодних сделок. Все крупные участники едины во мнении: рост обеспечен во многом благодаря падению национальной валюты. Вырос спрос на иномарки, а большинство региональных авторынков, предлагающих отечественный бренд, находятся в состоянии производственного застоя. Но по мнению экспертов, процесс едва ли сдвинется с места по итогам года.
Немного статистики поможет адекватно воспринять рынок автопродаж в России, с учетом деления на регионы за период первого квартала. Информация была предоставлена агентством «Автостат». В целом по стране наблюдалась нулевая динамика, если не принимать во внимание успехи регионов. Это города Москва, Петербург, а так же Самарская и Нижегородская области. Общую картину отразят следующие показатели:
- Столица – реализовано 16 % от всех проданных в России машин. С учетом роста продаж (7.8 %) общее количество проданных машин составило 87.9 тысяч авто;
- Санкт-Петербург – реализовано 5.9 % от общего в РФ. При росте в 7.2 %, там удалось продать 32.2 тысячи машин;
- Самарская область – 3.2 %, а рост составил 7%;
- Нижегородская область — 2.7% и 15.8% соответственно.
Отрицательная динамика наметилась в нескольких регионах:
- Республика Татарстан – при общей доли авторынка 4.6 %, продажи упали до 3.2 % и составили 25.1 тысяч машин;
- Краснодарский край – при доле автопродаж в 3.6 % продажи снижены на 8 % (19.8 тысяч авто);
- Свердловская область – при доле 3.3 %, наметилось снижение на 3.7 % (17,9 тыс. машин);
- Ростовская область – 2.5 %, а снижение до 4 % (13.9 тысяч).
Ситуация во многом предсказуема, поскольку в условиях стагнации рынка спрос будет обеспечен мегаполисами. Есть несколько мнений на этот счет. Так, В. Попов возглавляющий ГК «Фаворит Моторс», уверен, что в кризисные времена в больших городах с их высокими доходами, спад все равно не стал бы столь глубоким, чего не скажешь об общем автомобильном рынке России. Спрос в мегаполисах обеспечивался за счет значительной доли машин иностранных брендовых моделей в общей массе, проданных в первом квартале 2014 года. Кризис рубля обусловил рост цен на иномарки на 7 %, и это лишь средняя оценка.
Нестабильность внутренней экономики подтолкнули покупателя скорее приобрести машину по цене прошлого 2013 года. Практически та же оценка событий озвучена руководителем «Skoda Рольф Магистральный» Светланой Виноградовой. В ее речи так же прозвучала оценка общей макроэкономической ситуации на авторынке, плюс к этому она указала, что на продажи первого квартала повлияла маркетинговая политика скидок. Более пессимистично можно оценить ситуацию в регионах с продажами отечественных машин. Так, например, один крупный участник регионального рынка автопродаж в Ростовской области «Ростов-Лада» получил спад продаж до 5 % в период января – апреля.
Не менее тревожна ситуация в Екатеринбурге. Директор местного центра «Auto-Dealer-Екатеринбург» М. Чеплыгин уверен в значительном падении рынка по сравнению с общероссийским. Рост продаж обеспечивался за счет кроссоверов или обновленными моделями брендов. Падение рубля стимулировало приобретение машин премиум класса. Ульяновский дилерский центр «Мотом» в лице руководителя Максима Салюкина оценил снижение в 30 %. В регионе спросом пользуются бюджетные машины и чуть хуже авто средней ценовой категории. Но все региональные представители едины во мнении: без государственной поддержки в области льготного автокредитования добиться роста продаж невозможно.