Льготный автокредит с господдержкой поддержит российский авторынок?

«Газета.Ru» наконец-таки порадовала своих читателей новостью о возможном возобновлении кредитования граждан, желающих приобрести автомобиль по льготной программе с государственной поддержкой. Но однозначного решения пока нет, все будет зависеть от реакции на письмо Министерства торговли РФ, которое направило ему РОАД. Суть предложений, исходящих от российских автодилеров, заключается в необходимости включить в кредитную программу «дешевые» авто, то есть, те машины, рыночная стоимость которых не превышает 1000000 рублей.

Несмотря на скепсис некоторых бюрократов относительно возврата к старой проверенной схеме, представители ассоциации видят в ней реальную и действенную поддержку российскому авторынку. Российская ассоциация автомобильных дилеров — уважаемая организация России, насчитывает более 500 членов, и с её мнением не раз приходилось считаться правительству. Обозначенное послание было направлено на имя заместителя министра промышленности и торговли А. Рахманову. В РОАД уверенно готовы отстаивать свою позицию относительно государственной субсидии поддержки программы.

Более того, эксперты проанализировали похожий проект в рамках другого министерства промышленности и торговли реализованный им в прошлом году. На основе этой информации, анализа ранних результатов и ситуации на рынке авто, специалисты РОАД сформулировали собственные предложения, направленные на обеспечение реализации будущей программы господдержки. В интервью газете «Газета.Ru» А. Петренко, нынешний президент ассоциации высказал собственное мнение. Оно заключается в том, что кто ничего не просил, тот нечего и не получит. Петренко разъяснил ситуацию на основе проведенного анализа, где четко можно отследить динамику автомобильных продаж в зависимости от действия госпрограммы, и ее отсутствия по годам.

Естественно, государство само решает, кому оказать поддержку, а кому в ней отказать. И все же необходимо учесть мнение РОАД, оно будет максимально способствовать ожиданиям граждан. Ведь возможности авторынка подошли к своему пределу и, соответственно, он нуждается в поддержке государства. При этом нельзя утверждать, что при отсутствии поддержки государства рынок продаж новых автомобилей упадет до нуля. По мнению все той же РОАД, этот показатель варьируется от 6.5 до 7 % потерь, хотя прогнозы «Минпротогра» несколько оптимистичней первых и составили не более 3 % потери прибыли. Видимо, правительство решило лично поддержать автопром собственным примером, но не посредством программы льготного автокредитования.

Потолок покупаемой машины увеличат до миллиона рублей?

Самым значимым нововведением дилеров является предложение повысить так называемый потолок покупаемой машины. Теперь он составит 1000000 рублей, тогда как в прошлых периодах, по льготе можно было купить легковой автомобиль не дороже 750000 руб. Очевидно причиной такого повышения стала желание дилеров продемонстрировать неэффективность продаж в данном сегменте. За прошедший 2013 год в России было реализовано 46 % всех производимых авто, 24 — х брендовых моделей в ценовом диапазоне до 1 миллиона рублей. При этом всего по списку значится 76 моделей. По мнению Петренко, современный спрос на автомобили сместился в сторону дорогих моделей. Об этом как раз свидетельствует выборка на основе статистики производителей на нашей территории.

avto-s-gospodderzhkoj

Необходимо поднять верхний уровень стоимости машин. Подобная тактика послужит хорошим примером для стимулирования развития местных предприятий. Есть и другие мнения, в частности в интервью «Газете.Ru», за расширение ценовой политики высказалась Татьяна Луковецкая – генеральный директор крупного дилера «Рольф». Спад объемов продаж следует связывать с отсутствием спроса на российские марки авто. Он как раз и наблюдается в малой ценовой категории. Прошлый год предсказал будущее, так как наибольший спрос был на машины в диапазоне цен 25–35000 $. Ориентируясь на этот спрос, программа просто обречена на успех. Ну а пока статистика говорит о падении продаж машин в сегментах В и С.

При ограничении в 1000000 рублей программа предусматривала бы несколько моделей кроссоверов. Это при том, что спрос на данные модели растет, а отдельные представители класса D давно устойчиво пользуются спросом. Учитывая возрастающую нагрузку со стороны государства, РОАД предлагает сокращение субсидирования таких кредитов до 50 % от ставки рефинансирования. Также предлагается проводить более строгую политику по отношению к заемщикам. Самих же производителей авто господдержка настроит на качественный стимул. На фоне этого ожидания хорошим посылом может служить обещание А. Дворковича – вице-премьера РФ. Не исключено, что уже после первых 3–х месяцев 2014 года будет принято положительное решение о льготном автокредитовании. Но каков «взгляд со стороны»?

Будущее госпрограммы: мнения экспертов

По данным АЕБ – аналогичной организации, только производителей автомобилей Европы, новые продажи за первые два месяца, по сравнению с таким же периодом прошлого года, сократились на 4 %, что составляет 13602 машины. Эксперты предрекли ту же негативную тенденцию и в марте. По мнению исполнительного, директора «Рольф» Виталия Павловского, сегодня необходимо обратить внимание на рынок легковушек и легкого коммерческого авто, поскольку их продажи упали, начиная с марта прошлого года. Первый квартал нового года обозначил рост продаж в основном большими скидками на авто. Отчасти этот рост был простимулирован девальвацией российской валюты на фоне грядущей тенденции повышения цен на новые модели.

Увы, скидки заканчиваются, и неизбежно будет расти цена на все брендовые модели от 2 до 4 %. Но ясность придет в период апреля и мая, когда ожидается спад рынка и сокращение портфеля автокредитов в банках.