Льготные ставки по государственным автокредитам нужно вернуть

По статистическим данным, предоставленным Ассоциацией Европейского Бизнеса (АЕБ) за прошлый месяц 2018 года, отечественные автодилеры реализовали 133177 единиц легкового транспорта, что на 26393 машины больше, чем по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Суммарный объем проданных автомобилей за январь-февраль текущего 2018 года составляет 235641 единицу, что на 27% выше, чем в прошлом году. В Топ-5 наиболее востребованных марок автомобилей вошли:

• Lada – 27 401 машина;
• Kia – 17 795 единиц;
• Hyundai – 13 434 автомобиля;
• Renault – 11 268 единиц;
• Volkswagen – 7 070 штук.

Однако отечественный автомобильный рынок, несмотря на положительную динамику, все еще остается нестабильным. Это обусловлено стремительным увеличением базы реализуемых брендов во втором квартале 2017 года. Представители российских холдингов сошлись во мнении, что сбыт легкового транспорта к концу текущего года возрастет до 10-12%, в соотношении с показателями прошлого года.

Согласно сообщению директора по развитию компании «РОЛЬФ» Владимира Мирошникова, ближе к концу марта 2018 года российский автомобильный рынок стабилизируется, но темпы роста несколько сократятся на фоне предыдущих месяцев. Также он уверен, что более успешные дилеры смогут существенно увеличить продажи в то время, как остальные их коллеги даже при общем росте уйдут в минус.

Господдержка возродила отечественный автопром

Главным фактором, способствовавшим быстрому восстановлению отечественного автопрома, стали государственные программы лояльности. Наиболее востребованным оказалось льготное кредитование с меньшими кредитными ставками, которое власти решили приостановить в 2018 году. Взамен государство восстановило действие популярных в прошлом году проектов: «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По этим программам покупатели получают скидку от общей стоимости автомобиля в размере 10% при оформлении кредитного соглашения.

Президент РОАД Олег Моисеев считает, что действующих на данный момент госпрограмм недостаточно для полноценного подъема российского автопрома. Чтобы ускорить процесс роста и развития, по его мнению, нужно вернуть субсидирование кредитных ставок, которые на деле показали свою эффективность. Программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» ориентированы на ограниченный круг физических лиц, соответственно двух проектов не хватит для всех желающих купить новый автомобиль. Исходя из этого, классическая схема субсидирования кредитов поможет приблизиться к докризисным показателям.

Если государство увеличит ценовую планку до 2 миллионов рублей, а также расширит список моделей, попадающих под действие льготных программ, то их потенциал возрастет. За период с 1 января по 4 марта 2018 года реализовано уже 29470 единиц авто по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», а в рамках льготного лизинга, проектов «Российский тягач» и «Свое дело» удалось продать 6800 машин.

На господдержку денег дали меньше

По информации Минпромторга, текущие темпы реализации легкового транспорта существенно отличаются от прошлогодних показателей из-за сокращенного финансирования льготных программ. В текущем году государство выделило 35 млрд рублей на стимулирование спроса, что в 2 раза ниже, чем в 2017 году. Такое решение власти аргументировали наличием у автопроизводителей собственных льготных программ, которые также позволяют выгодно приобретать новые автомобили.

Своим мнением по этому поводу поделилась Ольга Бойко – директор филиала компании «РОЛЬФ», которая отметила снижение доли продаж на условиях кредитования. За январь-февраль текущего года ее сотрудники заключили 48% сделок в рамках автокредитования, что на 2,3% ниже, чем за тот же период прошлого года. Бойко считает, что компенсировать падение можно за счет реализации машин с пробегом, на которые в этом году существенно снижены процентные ставки по кредитам.

Солидарна с коллегой Светлана Липатенкова – руководитель отдела маркетинга и рекламы АО «Питер-Лада». Она считает, что рост продаж их бренда обусловлен наличием выгодных предложений по автомобильному кредитованию, а именно программа Lada Finance. Большинство российских автодилеров отметили положительную динамику двух прошедших месяцев 2018 года. При стабилизации экономической, политической ситуации в стране, можно рассчитывать, что в конце текущего года суммарный объем продаж достигнет отметки в 1,8 миллиона автомобилей.