Кризис российского автомобильного рынка

Специалисты известной американской компании Boston Consulting Group 13 месяцев назад утверждали, что уже в 2020 году общий объём проданных автомашин на российском автомобильном рынке будет составлять 4400000 единиц авто, что на 1465000 единиц больше, чем в 2012 году, когда было продано 2935000 новых машин. Показатели 2012 года стали лучшими для России начиная с 2008 года, когда объём продаж составил 2918000 автомашин. При этом аналитики утверждали, что при составлении своих прогнозов они учитывали и существующее падение уровня продаж новых авто на российском авторынке.

Недавно международные аналитические центры провели исследование ключевых тенденций российского автопрома. Результаты их исследований не внушают оптимизма. Хотя большинство игроков российского авторынка и обнадёживают своими довольно оптимистичными прогнозами, в реальности же радоваться пока нечему. По данным аналитиков ранее прогнозированный объём авторынка реализовать уже никак не получится. Более того, заявление российского правительства об ограничении импорта автомашин ради государственных интересов приведёт к ускорению падения уровня продаж авто в России.

Согласно ежемесячному отчёту организации АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса в России) за период с января по июль 2014 года авторынок России снизился на 9,9%. В июле уровень продаж на российском авторынке составил 180767 новых автомашин. Всего же с начала 2014 года было продано 1410606 автомобилей. По мнению специалистов АЕБ нынешнее падение продаж в самом ближайшем будущем не изменится. В июле «АвтоВАЗ» сохранил за собой лидерство на рынке. Объём продаж одного из основных его брендов – Lada в июле составил лишь 28014 машин, что на 25% меньше, прошлогодних показателей за тот же период. Флагман продаж «АвтоВАЗа» — автомашины Lada, за период за январь-июль 2014 года продажи упали на 16%, всего было продано только 220882 автомобиля.

На втором месте расположилась Kia, упавшая на 11% (15303 реализованных авто). Третье место досталось Renault, чьи продажи снизились на 16% (15219 проданных автомобиля). За период с января по июль этого года объём продаж Renault составил 111640 автомашин, что на 9% меньше прошлогодних показателей за аналогичный период. Kia удалось за тот же период продать 109276 машин, то есть на 2% меньше, чем в прошлом году.

krizis-avtoprodazh

В течении июля первое место по уровню спроса продолжал удерживать бюджетный вариант седана Lada Granta объём реализованных единиц которого составил 11819 единиц, что на 2723 единицы меньше, чем год назад, когда было продано 14542 автомобиля. На втором месте обновлённый Hyundai Solaris с показателем в 9778 реализованных автомобилей (на 296 меньше, чем годом ранее, когда удалось продать 9482 машины). И третьим стал Kia Rio упавший с 7651 проданной единицы в прошлом июле до 6853 реализованных в этом году машин. По данным РИА «Новости» общие показатели продаж автомашин на российском рынке за 7 месяцев этого года сократились на 1410000 единиц или на 9,9%. А организация АЕБ заявила, что уровень спада автомобильного рынка России к завершению 2014 года составит больше ранее предполагаемых 5%.

Выход из ситуации игроки видят в обновлении своего модельного ряда. Руководство Renault, который за первое полугодие смог продать до 96400 единиц, упав на 8%, рассматривают свои результаты как неплохие и в дальнейшем надеются на рост уровня продаж, которые должна обеспечить новая модель Renault Logan. Руководители концерна «АвтоВАЗ», упавшего в первой половине 2014 года на 15% (192800 машин), обращают внимание на то, что спад в основном затронул бюджетную часть. Lada Granta демонстрирует уверенный рост до 7% с прежних 5,7% на начало 2014 года. Также был отмечен и рост продаж Lada Largus выросший с 3% на начало года до 4% на конец июля.

Большие надежды «АвтоВАЗ» возлагает на свои новые модели, которые по мнению руководства автоконцерна должны поднять его объём продаж до 20% на конец 2014 года. На изменение ситуации к лучшему в завершение 2014 года надеются в Ford Sollers. Ранее основные операторы рынка требовали от государства мер поддержания автокредитования, а особенно возвращение к существовавшей в 2013 году практике льготного кредитования авто. На проходившем 2 июля заседании экспертного совета Государственной Думы России представители Sollers внесли предложение ввести дифференцированный налог на транспорт, а также настаивали на введении топливных акцизов, тарифов ОСАГО и иных мероприятий.

В настоящее время помощь государства ограничивается субсидированием производителей газомоторной техники и автобусов. Также государство возмещает автопрому часть его затрат, компенсируя ему, таким образом, утильсбор. Автопроизводителям пока не удаётся добиться от власти каких-либо иных субсидий, которые были бы более действенны, например, автокредитования с господдержкой.