Какими будут меры господдержки автопрома в 2017 году?

Программы государственного стимулирования спроса на новые авто пока не изжили себя. Но отдельные корректировки этих программ в этом году непременно произойдут. В последние годы рынок российского автопрома неуклонно снижает достигнутые когда-то показатели. Виной тому служит падение рубля, что ведет к удорожанию отечественных автомобилей. Население же от падения рубля только беднеет, теряя покупательскую способность. И чтобы хоть как то сгладить ситуацию, государство вновь, как и в 2009 году, запустило несколько стимулирующих механизмов.

И первой в этом перечне, конечно же, стала программа по утилизации «автохлама» и льготные проценты на авто в кредит или по программе лизинга. Статистика продаж новых авто говорит, что за период 2016 года почти 50% из них были приобретены с использованием существующих программ государственной поддержки. Та же статистика говорит, что самой востребованной у обладателей новых авто остается программа обновления автомобильного парка. Предпочтение отдается автомобилям под брендами Lada, Volkswagen, Hyundai, Nissan и Renault.

Второй по востребованности является программа льготного кредитования на приобретение транспорта. Этот сегмент после обвала в 2015 году начинает приходить в себя и приближаться к показателям, сравнимым с докризисным периодом. Например, в первой половине прошедшего года доля авто, приобретенных в кредит, составляла чуть более трети. Во второй же половине года она приближалась к 50% показателям. При этом 50% из кредитных автомобилей были приобретены с использованием льготных кредитных программ. Принимая во внимание существующую ситуацию, это довольно высокие достижения, ведь проценты на кредиты выросли по сравнению с прошедшими периодами финансовой стабильности.

Программа же льготного лизинга, в-основном, стала востребованной у покупателей коммерческих авто, поэтому процент ее востребованности не так уж велик. Международный инвестиционный форум Сочи-2016 в лице министра промышленной торговли Д. Мантурова дал потенциальным покупателям надежду на новые меры государственной поддержки в 2017 году. Однако новые детали проекта до настоящего времени не озвучены. Как не озвучены министерством и все механизмы стимулирования, которые будут сохранены и перезапущены.

Программа утилизации будет завершена

Похоже, что программа утилизации автохлама уйдет в прошлое. А льготные процентные ставки по кредитам будут распространяться лишь на определенные и строго оговоренные категории автотехники и ее покупателей. Другими словами, перезапуск старых способов господдержки коснется лишь тех областей, где положительная динамика не наблюдается вовсе. Например, могут появиться программы Авто для села, Мое первое авто, Русский тягач, а также другие, затрагивающие строго ориентированные сегменты покупателей.

Свидетельством тому служат слова Д. Мантурова об исчерпании потенциала существующих программ и необходимости изменения их в сторону тех потребителей, которые не получили господдержки в 2016 году. Проведенный экспертами анализ говорит, что программа обновления автопарка исчерпала себя, ведь все, кто мог его обновить — сделал это. Другие же потенциальные покупатели либо не считают обновление необходимым, либо не имеют финансовой (другой иной) возможности приобрести новый автомобиль. Также по словам аналитиков, звучавшим на том же форуме, программа утилизации, сыграв свою роль, изживает себя.

И напротив, льготное автокредитование способно еще оживлять рынок, с одним условием – верхний порог стоимости авто должен исчезнуть. Это даст возможность кредитования более дорогостоящих, а значит, более технологичных авто. Кроме того, цены на транспортные средства выросли за последний год. Это связано, не смотря на высокий уровень применения отечественных компонентов, с необходимостью покупать отдельные комплектующие за рубежом, а также снижением стоимости национальной валюты. В итоге транспортные средства с возросшей ценой также выходят в течение года за верхний ценовой порог, а значит, и за пределы льготного кредитования.

Обобщая результаты произведенной господдержки, аналитики сошлись во мнении, что практика ее применения принесла немало положительных результатов. Первое и главное – падающий рынок получил опору. Второе – казна государства пополнена и пополняется от налогов, уплаченных за приобретенное авто, топлива, оказания сервисных услуг, иных транспортных налогов. Не последним также является то, что рабочие места производителей удалось сохранить. Также аналитики подчеркивают, что новые программы будут стимулировать уровень локализации производства (без импортных комплектующих), а также поддерживать местных (читай – отечественных) производителей. В любом случае, программы поддержки будут завязаны на автомобилях местной сборки.

Все подробности, несомненно, мы узнаем лишь с течением времени. А пока нам лишь известно, что господдержку также получат автомобили, предназначенные для продажи за рубеж. Правительство уже анонсировало готовность оплачивать транспортировку авто до российской границы, если автопроизводители доведут стандарты изготовления продукции до зарубежных.