Впервые за последние 4 года Центробанк России изменил в сторону увеличения размер ключевой ставки. Это решение станет толчком для роста процентных ставок по кредитным займам, что обусловит падение автомобильного рынка. Хотя повышение ключевой ставки незначительное и составило всего 0,25 базисных единицы или 7,5% годовых, но для большинства автомобильных экспертов такое решение стало неожиданным. До этого события ставки по автокредитам лишь планомерно снижались, этому способствовало активное использование совместных дисконтных карт ведущих российских банков и автопроизводителей.
Процентные ставки по автокредитам значительно снизились
Например, банк ВТБ еще в начале 2018 года начал постепенно снижать процент в рамках автокредитования. В среднем этот показатель упал на 2%. Сегодня банк предоставляет базовый кредит на условия, где ставка начинается от 8,9% годовых. Совкомбанк также снизил процентную ставку на стандартные предложения и государственные программы. Юникредит Банк, в котором основная доля автокредитов предоставляется при тесном сотрудничестве с отечественными производителями, предлагает ставку — 3,9%, в рамках проекта GAZ Finance произошло сокращение ставки по автокредитам составило 4,35%.
Кроме того, автомобильные производители предлагают собственные выгодные проекты в рамках программ льготного субсидирования. Так, при покупке некоторых моделей авто можно оформить заем с минимальной переплатой всего в 0,1% годовых. Чтобы увеличить продажи, производители предлагают покупателям воспользоваться дисконтом. В компании Mitsubishi можно оформить рассрочку на 3 года при покупке одной из нескольких моделей. По мнению экспертов, повышение ключевой ставки неизбежно спровоцирует удорожание автокредитов для покупателей и спровоцируют падение спроса на легковой транспорт.
В 2019 году году рост процентных ставок по автокредитам неизбежен
Если большинство участников банковской сферы поддержат краткосрочную перспективу роста процентной ставки, то в ближайшем будущем повысится процент на все виды кредитных продуктов, в том числе и на автозаймы. Некоторые банки уже увеличивают ставки на свои ключевые продукты. Следующие изменения коснутся совместных профильных проектов банков с автопроизводителями, которым потребуется время для отладки новых схем работы. В текущем году повышение ключевой ставки не отразиться на объемах продаж транспорта. Но когда в 2019 году увеличится размер НДС, ситуация измениться кардинально, поэтому стоит задуматься о целесообразности приобретения нового автомобиля до конца 2018 года.
Прогнозами по этому поводу поделились представители Ассоциации Европейского Бизнеса. Эксперты считают, что в 2019 году российский автомобильный рынок должен был вырасти на 13% с объемом продаж 1800000 единиц легкового транспорта и LCV, но теперь прогнозы нужно корректировать в меньшую сторону. Чтобы не допустить падения продаж продукции отечественного автопрома, необходимо сохранить размер ключевой ставки, пресекать даже ее минимальный рост, считают они. Стабилизировать ситуацию способно возобновление государственных программ автокредитования, стимулирование спроса, увеличение максимальной стоимости автомобиля по льготным кредитам.
Статистика прошлых лет показывает, что именно скачок процентных ставок способствовал введению льготных автокредитов с с государственной поддержкой.
Авторынок спасут льготные программы автокредитования
Автомобильные эксперты уверены, что ситуация повторится и в 2019 году. Льготные проекты, успешно запущенные в 2014 году, закрылись только в середине 2018 года, но до мая месяца текущего года продолжали эффективно работать такие программы, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По их условиях клиент получал 10% скидку от стоимости транспортного средства при внесении авансового платежа. Эти проекты актуальны и сейчас, но только на территории Дальнего Востока, где бонусом от российских властей жителям региона предоставляется возможность покупки нового автомобиля с 25% скидкой.
При стоимости автомобиля 1 миллион рублей скидка составит 250 тысяч рублей, а это довольно существенно. Но и на Дальнем Востоке не исключен рост цен на автокредиты, спад потребительской активности.
Достичь равновесия в этом вопросе поможет корректировка условий госпроектов по льготному автокредитованию, возобновление старых программ автокредитования и запуск новых. Очевидно, что без тесного сотрудничества правительства, ведущих автопроизводителей и представителей банковской сферы, положительной динамики продаж в 2019 году не получиться достичь.