Как кризис повлиял на покупку автомобилей?

Мало того что цены на машины растут, а рубль все дешевеет, так теперь еще и автокредиты стали практически недоступными. Как изменились банковские ставки и сколько придется переплачивать за «кредитмобиль», выяснила Екатерина Квашенкина. Кредиты от автопроизводителей, как и раньше, стоят дешевле стандартных банковских программ Кредитование долгие годы было важным фактором роста российского автомобильного рынка. Народ с удовольствием покупал машины в долг. В 2013 году 48% всех реализованных в РФ новых автомобилей были проданы именно в кредит.

И еще совсем недавно многие рассчитывали, что мы через несколько лет достигнем европейского уровня. А в Европе, как говорит Алексей Гуляев, генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр», деньги на машины у банков берут до 90% автовладельцев. Первые «звоночки», однако, были уже весной прошлого года, когда Центробанк повысил ключевую ставку и кредиты сразу подорожали до 13–14% годовых. Тогда это казалось высокой ценой и спрос на ссуды сразу же упал. В конце 2014 года, когда была опять поднята ключевая ставка и резко обвалился курс рубля, стоимость кредитов для населения подскочила уже до 20% в год. И по итогам 2014 года, как сообщает «Автостат», «банки выдали на 22% меньше автокредитов, чем годом ранее».

Сейчас у банков действуют еще более высокие ставки по автокредитам, аж до 40% годовых. Кроме того, значительно ужесточились требования к заемщикам и будущих должников проверяют куда тщательнее, чем раньше. Из-за этого выросла и доля отказов в выдаче кредита. Все это — заградительные меры, наглядно демонстрирующие, что финансовые организации больше не заинтересованы в выдаче автокредитов. Ведь у российских банков сейчас много своих проблем. Как минимум им нужно отдавать взятые на Западе валютные кредиты, которые теперь в рублях стоят намного дороже. Поэтому вполне логично выглядят цифры, которые приводит Алексей Гуляев: «в январе доля автомобилей, проданных в кредит, составила 8%, и это против 35% в январе 2014-го».

Где найти автомобили дешевле?

Для тех, кто хочет прямо сейчас взять кредит на автомобиль во что бы то ни стало, конечно, определенные возможности для маневра еще есть. Да, займы массово подорожали, но если тщательно изучать предложения банков, то можно найти процентную ставку ниже среднерыночной. В процессе поиска нужно обязательно смотреть таблицы с предельными значениями процентных ставок, которые банки теперь обязаны публиковать на своих сайтах. В них указаны реальные, а не рекламные значения. Как и раньше, специальные кредитные программы от автопроизводителей остаются дешевле банковских предложений для клиентов «со стороны».

avtokredity-v-krizis

Например, сервис Lada Finance позволяет купить седан Granta в кредит со ставкой 18,9% годовых, правда, при условии оплаты половины стоимости машины в качестве первоначального взноса. Точно такую же ставку предлагают покупателям внедорожников UAZ. У Kia при первоначальном взносе в 45% за модель Rio по кредиту придется платить со ставкой 23%. Аналогичные условия у Nissan — 22,5% годовых при кредите на половину цены машины. А вот на автомобили Skoda дается ставка в 20%, даже если первоначальный взнос составит всего 15% стоимости автомобиля. Куда выгоднее оказываются предложения премиум-производителей. Так, модели Audi A3, A4, A5, A6, Q3, Q5 можно до 28 февраля приобрести в кредит со ставкой всего 10,9%. При этом нужно сразу отдать 40% цены машины, а такой кредит предлагается лишь на год. Займ на больший срок по программе Audi Credit готовы оформить по ставке 14%.

До 28 февраля действует и специальное предложение на популярные модели Mercedes-Benz. Их можно купить с кредитом на год со ставкой 9,9% при условии первоначального взноса в 50%. Учитывая то, что новые автомобили в России продолжают дорожать, можно предположить, что в некоторых случаях кредит имеет смысл брать, несмотря на большие проценты. Но это нужно рассчитывать для каждой конкретной модели, да и для «длинных», многолетних кредитов такая тактика вряд ли будет уместной. Алексей Гуляев напоминает: «автомобиль теряет до 20% в цене, выехав из дверей автосалона, плюс еще 10–20% за первый год эксплуатации». Для тех, кто планировал купить в кредит подержанную машину, все нынешние проблемы тоже актуальны.

Как поясняет руководитель отдела маркетинга и рекламы суперавтомаркета «Формула-91» Мария Бильбулян, отсутствие доступных кредитов влияет и на вторичный рынок: «В 2014 году в кредит на нашей площадке было куплено около 10% автомобилей. Отсутствие дешевых кредитов напрямую влияет на продажи». Субсидий не будет Несмотря на то что Центробанк 30 января понизил ключевую ставку с 17 до 15%, это не особенно повлияло на стоимость автокредитов. Впрочем, в Минпромторге говорят, что при действующей ключевой ставке субсидированные автокредиты по государственной программе поддержки не смогут значимо поддержать отрасль. А уменьшения ставки в ближайшее время специалисты не ожидают. Значит, и субсидий пока не видать.