После длительных переговоров, громких обсуждений правительство все же возобновляет действие льготных программ с 1 июля 2019 года. На развитие, поддержку автокредитования и лизинга направлено 10 млрд рублей. Механизм государственных проектов не изменится, но существенно снизится количество моделей, в особенности иномарок. Это связано с снижение максимальной стоимости автомобиля до 1 миллиона рублей.
Правительство вместе с Минпромторгом пришли к общему мнению и постановили, что в программах льготного автокредитования и лизинга будут принимать участие: «Первый/Семейный автомобиль»; «Российский тягач»; «Свое дело». О продлении именно этих госпроектов просили следующие концерны: АвтоВАЗ, группа ГАЗ, «Соллерс», КамАЗ, Renault, Hyundai, а также ассоциация РОАД.
Ранее упоминалось, что средства выделенные на поддержку автомобильной отрасли, в частности на автокредитование и льготный лизинг были израсходованы еще марте текущего года. На этом фоне эксперты провели анализ, из которого следовало, что в ближайшее время возможно двукратное падение объемов продаж. Во избежание пессимистических прогнозов власти поддержали инициативу Минпромторга и выделили из государственного бюджета 10 млрд рублей. Из них 6 млрд рублей пойдут на реализацию программ «Первый автомобиль / Семейный автомобиль» и еще 4 млрд рублей – на лизинг коммерческой техники. Из резервного фонда будет выделено 3 млрд рублей.
Следующая корректировка бюджета планируется на осень 2019 года
Согласно аналитическим расчетам Минпромторга, выделенного объема финансовых средств хватит на реализацию 75000 машин по льготным автокредитам. С начала года продано 63000 автомобилей с учетом 51900 единиц реализованной техники в рамках программ автокредитования, и 11800 машин по льготному лизингу. Денис Мантуров отметил, что интенсивное развитие отечественного автопрома позволяет россиянам не только выгодно покупать автомобили, но и обеспечивает рабочими местами более двух миллионов жителей России.
С начала 2019 года на финансирование льготного автокредитование было выделено 9 млрд рублей, а на льготный лизинг пришлось чуть менее 8 млрд рублей, что примерно соответствует уровню прошлого года.
В профильном ведомстве рассчитывают, что дополнительное финансирование и экспорт способствуют росту производства и дополнительной загрузке мощностей: льготные программы автокредитования и лизинга действуют с 2015 года на условиях льготного платежа в размере 10% от стоимости машины. Объем финансовой помощи государства составил (по годам): 2017 год – выделено 13,75 млрд рублей; 2018 год – 6,1 млрд рублей; 2019 год – 4,9 млрд рублей, из них 2,9 млрд рублей пришлись на реализацию колесной техники, остальное направлено на обновление автобусного парка.
Для жителей Дальневосточного региона размер скидки первого взноса в рамках госпрограмм «Первый автомобиль / Семейный автомобиль» составляет 25%, компенсация выпадающего дохода банкам производится из федерального бюджета.
В 2019 году государственная программа на обновленных условиях стартовала в марте месяце. По сравнению с 2018 годом, на ее реализацию было выделено всего 3 млрд рублей против 9,2 млрд рублей прошлого года. Согласно ее условиям, максимальная стоимость автомобиля не должна превышать 1 миллиона рублей. Снижение верхней ценовой планки мгновенно отразилось на спектре участвующих моделей: наиболее востребованными стали автомобили марки Лада, укладывающиеся в указанный ценовой диапазон. Дополнительное финансирование позволит продлить действие программ, и покупатели, которые не успели купить новый автомобиль с 10% скидкой, смогут это сделать с 1 июля.
Банковские специалисты отмечают, что в классических программах автокредитования россияне все же отдают предпочтение иномаркам.
На просьбу автоконцернов запустить программу обновления старого автомобильного парка Минпромторг пока не дает конкретного ответа. При этом власти неоднократно подчеркивали, что в 2015 году доля транспорта, реализованного по льготным программам утилизации составила 40,7%. В 2016 году показатель упал до 22,1%, а в 2017 году составил менее 11%. За этот период удалось реализовать более 1,2 млн машин, поэтому задачу условно можно считать выполненной, и в возобновлении программ утилизации пока нет необходимости.