Государственная помощь при покупке автомобиля в кредит: миф или реальность? часть 1

Действительно ли государственная поддержка кредитования является единственным фактором, поддерживающим российский рынок автомобилей на плаву? И станет ли её прекращение последним гвоздём в крышку отечественного автопрома? 2013 год стал роковым для отечественного рынка автомобилей – продажи начали неуклонно снижаться на фоне ухудшения экономической ситуации. Государство же, в свою очередь, всеми силами пытается сохранить одну из самых прибыльных для бюджета областей рынка. Просто вдумайтесь: в 2016 на поддержку данного сегмента было выделено 130 миллиардов рублей, а в 2017 – 62 миллиарда.

Пациент ещё подаёт признаки жизни

Полагаем, что с подобным уровнем дотаций можно «привести в чувства» любой сектор экономики. Кривая продаж даже смогла приобрести положительное значение, ведь 452 тысячи машин были проданы в кредит в прошлом году, и уже 240 тысяч в текущим. Льготные условия займов и субсидируемый государственный лизинг являются мощным фундаментом для дальнейшего роста спроса на автомобили, — считают в Министерстве промышленности и торговли.

Большинство представителей производителей иностранных автомобилей делают акцент на том, что ещё пока рано говорить об оживлении рынка, но определённая положительная динамика всё же наблюдается. В свою очередь генеральный директор «АвтоСпецЦентр Kia» подчёркивает, что подобные сдвиги полезные не только для производителей, но и для государства, ведь за счёт налогов с продаж и бензина укрепляется рубль, чему также способствуют корпоративные продажи.

Что касается отечественного автопрома, тут неизменным лидером остаётся ЛАДА, сегмент которой в общей доле рынка уменьшился за кризисные годы, но всё ещё составляет 25% от объёма продаж. В то же время, именно государственные скидки мотивируют покупать отечественное – 65% ВАЗов были проданы по льготным условиям. Для зарубежных брендов эта доля колеблется в диапазоне от 30 до 50 процентов.

Всё для комфорта покупателей

Хоть некоторые подводные камни всё-таки присутствуют, их количество слишком мало для того, чтобы отпугнуть потенциальных покупателей. Стоит отметить, что размер льгот или же утилизационных бонусов напрямую зависит от класса, в котором представлена модель автомобиля. По данным за январь-апрель 2017 года, программа восстановления автопарка обеспечила около 40% продаж автомобилей Renault, а 23% сделок произошли с использованием льготных кредитов. Причём отечественные покупатели предпочитают получить государственную субсидию на внедорожники последнего поколения, такие как Renault Duster.

Штаб Volkswagen поделился совершенно другими данными, согласно которым всего 27% продаж поддерживаются программой утилизации, а ещё 10% – льготными кредитами. Наиболее популярная модель – Polo, 15% продаж которой происходят благодаря государственным дотациям. Среди программы трейд-ин (обмен старого автомобиля на новый, с выплатой лишь разницы) уверенно лидирует Tiguan. Эксперты объясняют себе, что обычно люди, заинтересованные в данном сегменте, обладают высоким достатком и способны покрыть расходы по содержанию более дорогостоящего автомобиля.

Kia Rio стала наиболее популярной моделью корейского производителя, ведь она единственная попадает под государственное предложение по льготному кредитованию. В целом, льготные кредиты получают 27% покупателей (по данным за первую треть 2017 года). Около половины автомобилей Ford продаётся в кредит, большая часть из которых является льготными. Также государственные программы используются при продаже трети автомобилей Hyundai.

Исполнительный директор «Хендэ Мотор СНГ» сообщил нам, что 97% автомобилей, проданных в кредит, были реализованы с использованием льготных условий на основе государственного субсидирования. Он считает, что подобные инициативы правительства значительно стимулируют интерес потенциальных покупателей к моделям, рассчитанных на средний класс.

Ценовой барьер – главное препятствие

Ценовая планка, определяющая максимальную цену автомобиля, который можно приобрести в кредит при государственной поддержке была увеличена на 300 тысяч рублей – до 1 миллиона 450 тысяч. Заявление об этом несколько дней назад было обнародовано Министерством промышленности и торговли. В перечень автомобилей, которые теперь стали доступным по льготным программа кредитования, теперь попали: бизнес-седаны Toyota Camry, Ford Mondeo, Kia Optima и Mazda 6, кроссоверы Nissan X-Trail, Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan, Ford Kuga, Kia Sportage, Mazda CX-5  и Mitsubishi Outlander, а также некоторые версии Ford Transit.

Старший менеджер Pricewaterhouse Coopers, консалтинговой фирмы, считает, что больше всего выгоды от подобного решения получат компании, производящие внедорожники, ведь ранее модели подобного класса к льготным программам не допускались или же допускались только при условии сохранения базовой комплектации. Иван Кондратенко не согласен с данным утверждением. Он полагает, что причиной этих изменений стала инфляция и повышение цен даже не автомобили для среднего класса, поэтому «поднятие верхней планки» окажет большее влияние на покупки в бюджетном сегменте. Также не исключается переключение внимания с отечественных автомобилей на иномарки, произведённые на заводах, расположенных на территории России.

Насколько нам известно, за данной инициативой стоят «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Более того, группа даже настаивала на повышении лимита до 1 миллиона 800 тысяч рублей, но в Министерстве сочли, что подобная просьба лишь стимулирует неоправданный рост цен на автомобили при том, что средневзвешенная стоимость автомобиля производства 2016-го года не изменилась слишком радикально. Но и здесь была найдена лазейка – производители снизили цены на базовую комплектацию многих моделей внедорожников специально, чтобы попасть под льготные условия кредитования. Напомним, что модели с расширенной комплектацией кредитуются на общих условиях и под государственные программы не попадают.

Представитель Volkswagen Елена Смигановская рассказала, что даже поднятие лимита до 1 миллиона 450 тысяч не особо повлияет на общую ситуацию, ведь внедорожники, попавшие в программу, не являются основным источником прибыли компании, так что рост спроса на них не будет ощущается в значительной степени. Она также посетовала на то, что при текущем уровне локализации компании государству стоило бы лояльнее к ней относится, ведь люди, которые стремятся к комфорту и качеству, вынуждены делать выбор в пользу более дешёвых моделей как раз именно благодаря государственным программам кредитования. Елена считает, что ценовой лимит должен быть отменён в ближайшее время.

Заключительная часть заметки здесь —>