За первые четыре месяца 2017 по государственным программам были проданы 750 тысяч автомобилей (первую часть заметки читайте здесь —>). Аналитический центр при правительстве РФ считает, что к концу года рынок вырастет на 11%, в то время как при отсутствии поддержки из бюджета, продолжилось бы падение спроса, который бы снизился ещё на 3%. Что касается будущего года, то тот же центр даёт неоднозначную статистику: без государственных дотаций в следующем году прогнозируется рост спроса на 15%, а при их наличии на 17%. Тут стоит отметить, что первый вариант предполагает сохранение отрицательной динамики, а второй – сохранение текущего уровня базы, созданной благодаря различным бонусам за 2017 год.
Льготные автокредиты: панацея или вынужденная мера?
На сегодняшний день более 50% продаж кроссоверов Mitsubishi Outlander происходят с использованием льготных кредитов. Причина этому проста – данная модель полностью локализирована, то есть производится в России. Но в Mitsubishi просят государство обратить внимание не только на бюджетный сегмент, чтобы принимать в программу абсолютно все автомобили, которые были произведены на отечественных заводах. Министерство промышленности и торговли на эти заявление не реагирует, но планирует сконцентрироваться на адресных дочерних проектах, таких как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Оба проекта являются нишевыми, а единственным отличием от стандартных льгот станет 10% скидка на первый взнос. Но учитывая узкую направленность данных субпрограмм, они не окажут ощутимого влияния на рынок автомобилей. Эксперты предполагают, что наиболее «реанимированным» сегментом рынка останутся бюджетные модели, ведь большинство участников льготных программ кредитования приобретают автомобиль впервые. Большая часть кредитов по «Семейному автомобилю» будет выдана на внедорожники производства Hyundai или Kia, так как они удобны, просторны и идеально подходят для многодетных семей.
Государство больше не хочет платить за «хлам» по программе утилизации
Несмотря на рост популярности утилизационных бонусов, государство планирует либо полностью свернуть, либо значительно переработать свою инициативу по данному вопросу. Наибольший урон это нанесёт чешскому производителю Skoda, 40% автомобилей которого продавалось именно благодаря возможности получения значительной скидки. К примеру, льготное кредитование использовалось для приобретения всего лишь 20% автомобилей марки.
Chevrolet Niva стала наиболее популярной моделью программы «трейд-ин». Пресс-служба GM-АВТОВАЗа объяснила нам, что для большинства их покупателей данная модель является не первым автомобилем, его приобретают на смену тому, которым уже владеют. Благодаря программе обновления автопарка, 38% покупателей получили льготные условия, в то время как государственные кредиты стали стимулом для покупки ещё 18%.
Марина Степина, PR-менеджер PSA Group, подчеркнула, что, хотя кредиты и бонусы за утилизацию имеют примерно равное значение для продаж моделей Peugeot 408 и Citroen C4, новые дочерние программы («Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», не смогут оказать решающего влияние на стимуляцию автомобильного рынка ввиду своей узкой направленности. Однако она высоко оценила вклад в увеличение продаж, оказанный программой обновления автопарка.
Излишний оптимизм или точный расчет?
Большинство экспертов крайне скептически отнеслись к заявлениям центра. Например, Иван Кондратенко, считает, что рост спроса на 15% в следующем году при условии сворачивания государственных программ, попросту невозможен. Дело в том, что большинство граждан не могут позволит себе приобретение автомобиля даже при наличии столь щедрых льгот, а их отсутствие в сумме с растущей инфляций делает прогноз на 2018 год крайне неутешительным. Но при наличии доступных бюджетных средств продление государственных программ может помочь стабилизировать рынок автомобилей и сделать его более стойким к падению спроса.
Тут же встаёт вопрос: а выдержит ли бюджет? Положительный ответ можно будет дать только если автомобильные инициативы будут лишь частью комплексного плана по улучшению общего благосостояния граждан и укреплению экономики. Алексей Почечуев, руководитель отдела продаж Skoda Auto Россия, считает, что если продление государственных программ ещё на 2 года не представится возможным, то стоит сворачивать их нужно постепенно, ведь резкое прекращение дотаций может нанести рынку значительный ущерб. Не стоит также забывать о бурных обсуждениях касательно использования материнского капитала на приобретение авто.
Несмотря на то, что многие депутаты, лоббирующие автопроизводителей, неоднократно выносили данный законопроект на рассмотрение, быть принятым ему пока не суждено. Но, если он будет принят, это станет мощным стимулом для роста автомобильного рынка в целом и спроса на отдельные семейные модели в частности. PSA Group уже сегодня предлагают вариант реформирования текущих программ. Среди них – замена транспортного налога экологическим, в результате чего покупатели автомобилей, соответствующих стандартам Евро-5 и Евро-6 смогли бы получить дополнительный налоговый вычет.