Обычно под автокредитованием подразумевают именно кредитование с целью покупки автомобилей эконом-класса с максимальным порогом стоимости в 1 миллион рублей. В стране до 2008 года эта отрасль кредитования развивалась крайне интенсивно. Это объяснялось во многом, следующими основными факторами: небольшой, но рост экономики, а следовательно благосостояния страны граждан; достаточно небольшое количество автомобилей на общее количество населения России, по сравнению со странами Канады, США и Европы. Кроме того, существует общая выгода при заключении подобного рода кредитов для всех участников сделки.
Банк образом наращивает кредитный портфель, гражданин-заёмщик пользуется автомобилем, а общий объём производства автомобилей и уровень спроса на них растёт. Высокий уровень конкуренции среди банков делал этот вид кредита едва ли не наиболее доступным, чем все остальные кредитные опции. Ставки в целом уменьшались, а сроки выплаты кредитов, наоборот, выросли до 5-7 лет, и в некоторых случаях не требуется даже первоначальный взнос. Однако ситуация резко поменялась с сентября 2008 года, когда до России добрался мировой финансовый кризис. Сразу более жёсткими стали сроки, процентные ставки по кредитам возросли, равно как и размеры первоначальных взносов. Банки заняли выжидательную позицию – они считают, что машины в целом будет дешеветь, а люди, задетые кризисом, не смогут в должной мере выплачивать кредиты, потому и страхуются от всех возможных рисков.
Так, например, ряд банков стал требовать, чтобы заёмщик в обязательном порядке обладал высшим образованием и стажем на последнем месте работы не менее трёх лет. Крайне желательно, чтобы заёмщик состоял в браке и имел детей. Также очень часто отказывают в автокредите тем, у кого жильё находится не в личной собственности. Огромным весом стала пользоваться хорошая кредитная история и резко снизилась возможность получения кредита человеком, у которого такой истории нет. Кредиты без первоначального взноса с российского рынка кредитования исчезли практически полностью.
Сворачивание государственной программы автокредитования тоже внесло свою лепту, продажи автомобилей сразу же упали, запущенная программа утилизации автомобилей всколыхнула рынок продаж, но на фоне стремительного падения рубля воскресить до былых объемов не способна. Однако первые робкие признаки «оздоровления» рынка автокредитования уже присутствуют – так, сами по себе автопроизводители начали снижать цены на свою продукцию. Таким образом, говорить о том, что автокредитование остановилось, будет огромным преувеличением – желающие воспользоваться подобными кредитами всегда найдутся. Пусть в меньших масштабах, но все же.