Экологичный электротранспорт зарядят из государственной казны

С таким громким заявлением выступил вице-премьер Аркадий Дворкович, который сообщил о старте кампании, продвигающей экологически чистый электрический транспорт. Для этого специалисты профильного ведомства должны за период весна-лето текущего года разработать программы стимулирования спроса среди населения, аналогично действующим для обычного автотранспорта. В частности, это льготные квоты по государственным закупкам, субсидирование, лояльное автокредитование, лизинг и т.д.

Представители Минэкономики, в свою очередь, предоставят отчет о целесообразности развития этой отрасли. От профильного ведомства ожидается сравнительный анализ мировых и европейских тенденций массового производства электромобилей и их возможное влияние на экономику страны. Ожидается, что первая информация от специалистов Минпромторга, Минфина и Минэкономики появится уже в конце апреля, с конкретными предложениями по автолизингу, автомобильному страхованию, автокредитованию и продлению нулевой ставки импортной пошлины на экологически чистые автомобили.

За первые 8 месяцев 2017 года в России было реализовано всего лишь 50 единиц электромобилей, но на 35% выше, чем за аналогичный период 2016 года. Хотя в мире подобная тенденция по переходу с топлива на электричество наблюдается давно, и продажи трендовых машин за рубежом измеряются не десятками, как в России, а тысячами. Подобное можно оправдать недостаточностью мер поддержки на текущий момент: сниженные ставки на ввоз электромобилей оменены с сентября 2017 года, и размер пошлины на ввоз электрических автомобилей в Россию в 2018 году составляет: для легкового транспорта – 17%; для грузовых единиц грузоподхъемностью до 5 т – 15%.

Рынок электромобилей в России будет расти

Наибольшее количество электромобилей в России приходиться на Московскую область, а суммарно по стране общая их численность составляет порядка 2-х тысяч. Если бы власти страны, как обещали, продлили действие программы на ввоз электромобилей, то в текущем году потребители смогли приобрести электромобиль в кредит по пониженной процентной ставке. Автопроизводители отправляли в Минэкономики и Минпромторг прошение о продлении нулевой пошлины, но предложение поддержал лишь Минпромторг.

По словам вице-премьера, власти страны могут ввести определенные квоты на электромобили для государственных структур, а также бюджетных организаций, занимающихся пассажирскими перевозками, включая услуги такси. Отечественные автоконцерны серьезно настроены на производство электробусов, но для этого соответствующие ведомства должны заранее проработать все моменты. Чтобы внедрить поставленные Аркадием Дворковичем задачи в полном объеме, необходимо упростить порядок оформления документации на обустройство пунктов зарядки электромобилей.

Представители Минпротогра обязаны внести в раздел «Энергоэффективного оборудования» электромобили и зарядные устройства, а Минэнергетики изменить правила обслуживания и эксплуатации АЗС. Специалисты «Россети» отчитались, что на сегодня в стране созданы все условия для полноценной езды на электромобиле. Компания готова в любой момент начать развитие профильной инфраструктуры, исходя из потребительского спроса. При наличии актуальных государственных программ поддержки, может произойти резкий толчок в развитии экологически чистого транспорта. Как результат, количество электромобилей в России может возрасти до 100000 единиц в ближайшие 3–4 года.