Денег на государственную поддержку автокредитов больше нет?

Банки, участвовавшие в государственных программах льготного автомобильного кредитования, ожидают выплату компенсации по выпадающим доходам в рамках завершившейся государственной поддержки автокредитования, но Минпромторгом до сих пор не принят соответствующий документ, подтверждающий их правовую выдачу. Пока выдерживается пауза, одни банки ожидают возврата денег, а другие обеспокоены сложившейся ситуацией и задумываются, стоит ли ввязываться с государством в подобную аферу в будущем?

Несмотря на преждевременное завершение действия программ, многие банки так и не получили обещанную компенсацию. Ускорить и разобраться в этом щепетильном вопросе решила Ассоциация Российских Банков (далее — АРБ). Представители ассоциации направили в Минпромторг запрос, попросив уточнить конкретные сроки возврата финансовых затрат кредитным организациям, субсидирующим льготные автокредиты. На это требование государство лишь пообещало вернуть 10% от первоначальной стоимости транспортного средства, если машина была приобретена в рамках действия программ «Семейный автомобиль» или «Первый автомобиль».

В письме отмечается, что изначально Минпромторг взял на себя следующие обязательства: в течение первых 10-и дней 2018 года утвердить правила выдачи субсидий финорганизациями России. Соответственно выпавшие доходы должны быть возвращены банкам не позднее июня текущего года. На сегодня утверждены только правила, а нормативный документ так и находится в подвешенном состоянии. В середине мая 2018 года представители Минпромторга отчитались о прекращение действия льготных программ. За 4 месяца текущего года удалось продать около 86000 машин при запланированных 80600 единицах автотранспорта.

Напомним: в июле 2016 года стартовали льготные программы автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Россияне, впервые приобретающие транспортное средство, а также семьи, где воспитываются двое и более детей, могли получить скидку в размере 10% от цены машины (максимальная стоимость автомобиля не должна превышать 1,45 млн. рублей). В 2017 году срок погашения автомобильного кредита был установлен в 36 месяцев, а в 2018 году он был увеличен до 60 месяцев.

Представители банков признаются, что находятся в замешательстве, поверив обещаниям на государственном уровне. В преддверии завершения налогового периода финансовые специалисты не смогут корректно отобразить существующие расходы, которые влияют на расчет налогов. Например, в пресс-службе одного из крупнейших банков сообщают, что в 2018 году по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» было выдано 17500 кредитных займов на 7,8 млрд рублей. Исходя из чего можно приблизительно подсчитать сумму задолженности банку государством: она составляет порядка 780 млн рублей.

Пресс-служба Минпромторга пока не комментирует ситуацию. По мнению экспертов, пока нет утвержденного нормативного документа, то и оснований на возврат банкам денег нет. Но есть оптимисты, которые верят, что это временные трудности, и что вскоре ситуация решится без потери доверия для обеих сторон. Они убеждены, что проблема всего лишь техническая, и в ближайшее время все кредитные организации получат выпавшие доходы. Минпромторг выплачивает компенсации из линейных, а не проектных затрат, как это было ранее. Но, если рассматривать ситуацию с другой стороны, то можно ее расценить, как дефолт. Хотя не стоит паниковать раньше времени, как говорится, время покажет.