Чиновники Минпромторга решили не возобновлять государственный автокредит

Пресс-служба Минпромторга сообщила о том, что возобновление программы льготного автокредитования в 2014 году не планируется. Как показали итоги анализа за первый квартал текущего года, несмотря на остановку деятельности государственной поддержки автопродаж, авторынок в целом не потерял клиентов, и прибыль по-прежнему остается на должном уровне. Нынешние показатели в 2.8 % — это положительный результат, хотя недавно мы потеряли порядка 17 % прибыли от продаж легковых авто.

По словам министра Д. Мантурова, нет необходимости ждать от государства поддержки, ее нужно искать в банковском секторе. Банки могут существенно помочь корпоративным покупателям, если последние будут активно выстраивать диалог по предоставлению им автокредитов льготного характера. Стоит отметить положительное влияние программы в период с июля по декабрь 2013 года. В частности, была предусмотрена субсидия из госбюджета направленная на снижение ставки по кредитованию. Под программу подпадали импортные и отечественные легковые и легкие коммерческие машины, не превышавшие стоимость в 750 000 рублей. При этом по кредитам было заключено 260000 сделок, что в общем составило 9.3 % от всех продаж авто в РФ за 2013 год.

Второй квартал 2014 года стал поворотным моментом, когда дилеры и автопроизводителя решили просить Министерство о продлении программы господдержки, однако за отсутствием бюджетных средств было отказано в дальнейшей реализации программы. Ссылаясь на мнение министра Мантурова, можно констатировать весьма объективный показатель. Он указал на отсутствие свежих и точных данных о ситуации с продажами по результатам первого квартала, следовательно, нет смысла говорить о продлении программы государственной поддержки продаж автомобилей во втором квартале.

Текущая ситуация на рынке автокредитования

Приведем несколько интересных фактов о ситуации в сфере кредитования. Только по состоянию первого квартала текущего года в РФ выдано 194107 кредитов на авто, что на 10.1 % ниже за аналогичный период прошлого года. В денежном выражении сокращение составило уменьшение на один процент (109.1 млрд. руб.). Та же картина наблюдалась у европейских коллег. По оценке ассоциации деловая активность упала всего на 2 % на тот же период, а мартовские показатели говорят об одинаковом уровне продаж по сравнению с мартом прошлого года.

avtokredit-2014

Эксперты полагают, данному процессу благоволит общая финансовая политика, на фоне которой рубль значительно ослабел. К тому же, объявленное дилерами повышение цены способствовало активности самих граждан, поспешивших приобрести «железных коней» по старым ценам. Дальнейший прогноз неутешителен тем, что, вероятно, будет ощущаться спад покупок в мае и июне. Ситуация патовая, поскольку продолжающийся спад национальной валюты никак не будет способствовать положительной динамики автопродаж и означает лишь вынужденный рост цен на машины, – свидетельствует официальный представитель General Motors в РФ, С. Лепнухов.

Между тем позиция Минпромторга в отношении статистики первого квартала выглядит, по меньшей мере, легким лукавством. Ведущие представители мировых автомобильных концернов в России Nissan, Ford Sollers, General Motors, начиная с апреля текущего года, сократили рабочие смены и даже останавливали производство. По мнению одного из топ-менеджеров компании автодилера, производственный процесс был переведен на двухсменный режим с трёхсменного режима работы на заводе Nissan в Петербурге. Причем возврата к прежней схеме не планируется. То же можно сказать о General Motors, прибегнувшей к указанному графику рабочих смен еще в марте 2014 года. Ford Sollers в Ленинградской области вовсе остановливал конвейер в апреле на неделю и готовится к новой приостановке.

Можно констатировать, что ухудшение ситуации на рынке автопродаж не приведёт к катастрофе, но негативно скажется на массовом производстве машин некоторых производителей, ведь программа автокредитования с государственной поддержкой играет ключевую роль, – считает А. Горшков, возглавляющий компанию «Авилон автомобильная группа». Аналогичная точка зрения у Татьяны Форнасовой, главы компании «Рольф» «Lexus Ясенево». Падение рынка продолжается, поэтому нельзя делать окончательный вывод о целесообразности поддержки государства в этой отрасли. Возможно, программу все таки возобновят, вот только когда?