Балльная система господдержки автопрома сужает возможность выбора

30 декабря 2019 года глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что российский рынок в наступающем 2020 году могут покинуть сразу несколько автопроизводителей, о чем мы уже писали в прошлой заметке. Однако какой-то определенной конкретики в словах Дениса не прозвучало. Присутствующие на встрече с главой профильного ведомства журналисты попытались уточнить, кто же из автопроизводителей уже сообщил о своем намерении покинуть российский автомобильный рынок в новом году?

На этот вопрос Денис Мантуров ответил буквально следующее: «Да я получал такую информацию. При этом правительство РФ старается действовать максимально лояльно, пытаясь смягчить переход на бальную систему, благодаря которой будет зависеть уровень государственной поддержки автомобильной отрасли». Напомним, бальная система оценки локализации автомобильной промышленности вступила в силу в мае 2019 года, и в зависимости от числа набранных конкретным автопроизводителем баллов в том или ином размере ему начисляются государственные субсидии. Благодаря финансовой помощи государства, продукция с высокой степенью локализации становится более конкурентоспособной.

Новый проект балльной системы разработан для оценки объемов выпуска локализованных (произведенных в России) коробок переключения передач, систем управления и лакокрасочных материалов, определения количества операций штамповки, окраски, сварки, локализации двигателей. Суммарное количество заработанных баллов начисляется за фактическое выполнение плана, наличие в специнвестконтракте (СПИК) определенных обязательств инвестора и(или) смежных служб. Бальная система разработана для дифференциации предоставляемой государственной помощи и повышения эффективности внедрения механизма локализации.

Чтобы возместить часть затраченных на производство автомобилей средств, приняв участие в программах государственной поддержки, автопроизводитель с 1 января 2019 года должен набрать не менее 900 баллов, с 1 января 2022 года этот показатель увеличится до 1200 баллов, а с 1 января 2025 года составит уже 1400 баллов. Те участники, которые не смогут набрать определенное количество баллов, вынуждены будут покинуть рынок. Возможно, есть в этом какое-то рациональное зерно, однако уже сейчас понятно, что подобное искусственное ограничение сузит россиянам возможность выбора при покупке нового автомобиля с зарубежными корнями.