Автомобильный рынок: взлетит или не взлетит?

Мнения экспертов: будет ли ожидаемый взлет продаж автомобилей? По информации предоставленной аналитическим агентством «Автостат», за период с 1 января по 30 апреля 2018 года продажи автомобилей выросли на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Положительная динамика явно устраивает властей страны, а именно, Минпромторг, который в очередной раз преждевременно остановил действия льготных программ. При этом аналитики профильного ведомства прогнозируют дальнейший рост отечественного авторынка на уровне +7%.

Покупать автомобиль сейчас или подождать?

Представители российской компании «АвтоВАЗ» настроены более решительно, о чем говорит предположительный 12-процентный прирост сбыта легковых машин. АЕБ выбрали нейтральную позицию, по их мнению, продажи увеличатся на 10% или 1 750 000 единиц транспорта. По мнению главы АЕБ Йорга Шрайбера, стремительный взлет продаж обусловлен стабилизацией национальной валюты. Благодаря этому, большинство россиян поспешили приобрести новый автомобиль до очередного скачка цен. При этом Шрайбер считает, что ближе к середине лета начнется падение, а к концу текущего года дилеры уйдут в минус.

При всей положительной динамике продаж российского авторынка, не стоит забывать о параллельно развивающихся факторах. В это число входят: дорожающий бензин, что является признаком роста инфляции, прекращение наиболее востребованных программ государственной поддержки. К огромному сожалению, период оживления постепенно подходит к логическому завершению.

Прекращение действия программ господдержки

За первые четыре месяца текущего года российским автодилерам удалось сбыть 86 тыясч автомобилей в рамках действия программ лояльности. После того как требуемый показатель был достигнут, Минпромторг сообщил о прекращении действия госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Всего за этот период было продано 106 тысяч авто, в том числе легковых и коммерческих.

В числовом соотношении это выглядит так:

  • По программе льготного лизинга – 20 тысяч единиц транспорта;
  • «Первый автомобиль» – 39 тысяч машин;
  • «Семейный автомобиль» – 47 тысяч машин.

По условию последних двух проектов, покупатель получал скидку в размере 10%, если приобретал автомобиль в кредит. Общее количество реализованных в России автомобилей за период с 1 января по 1 мая 2018 года составило более полумиллиона легковых и легких коммерческих машин. В итоге каждый пятый автомобиль продан в рамках госпрограмм повышения спроса. Такая динамика предполагает, что два года назад с помощью этих программ была реализована каждая вторая машина.

Средний размер заработной платы россиян, по информации, предоставленной Росстатом, составляет 39085 рублей, что на 7,2% выше, чем в прошлом году. Данные НИУ ВШЭ немного отличаются и свидетельствуют о падении реальных доходов населения на 19,2% (период 2014-2017 года). Исходя из этого, не стоит ожидать существенного повышения благосостояния граждан в текущем году.

Неожиданное ожидаемое падение продаж

Большинство автодилеров сошлись во мнении, что с завершением действия государственных программ поддержки рост продаж автомобилей заметно замедлится. В случае, если экономическая ситуация в стране не стабилизируется, упадет курс рубля, отечественный рынок настигнет неутешительная динамика прошлых лет и к концу года наступит катастрофическое падение продаж. Российским властям необходимо внедрять новые программы для дальнейшего стимулирования спроса. Только так можно выйти с «плюсом» к концу 2018 года.

На сегодня крупнейшими рынками сбыта легковых автомобилей в стране являются Москва и Московская область, хотя темпы роста продаж и тут замедлились вдвое. Вслед за ними идут Башкортостан, Свердловская и Челябинская области. В остальных регионах автомобильные эксперты не видят поводов для радости и говорят, что падения уровня продаж новых автомобилей в 2018 году не избежать.