Автомобильная промышленность нуждается в господдержке

Правительство РФ планирует сократить объемы финансирования государственных и экспортных программ стимулирования спроса, поэтому, несмотря на рост отечественного автопрома, без этой помощи ситуация в любой момент может ухудшиться. 2018 год для российского автопрома закончился на положительной ноте, однако говорить о преодолении кризиса 2014 года еще рано. Даже без поддержки государства спрос на отечественные автомобили продолжал расти.

Однако в текущем году на программы государственной поддержки выделено в 3 раза меньше средств, чем в прошлом году, когда госфинансирование составило 11,9 млрд рублей.

Прогнозы скептиков или очевидные факты?

Недостаточное финансирование, в первую очередь, отразиться на сегменте коммерческого транспорта, где уже увеличены ставки по кредитам. Усложняет ситуацию отмена актуальной программы обновления автопарка. В 2016 году на ее реализацию из государственной казны выделили 10,5 млрд. рублей. Суммарный объем продаж легковых коммерческих автомобилей за прошлый год составил 105000-120000 единиц транспорта, что в 1,5 раза меньше, чем в 2012 году. В 2017 году на реализацию проекта льготного лизинга было направлено 13,75 млрд рублей, в 2018 году сумма сократилась до 5 млрд рублей.

В 2019 году объем финансирования едва достиг 4,9 млрд. рублей. На субсидирование газомоторной техники в 2017-2018 годах выделялось по 5 млрд рублей, а в нынешнем году вдвое меньше. В январе сегмент легковых, легковых коммерческих машин увеличился на 0,6%, а в прошлом году этот показатель составил 13%. По предварительным расчетам АЕБ, ориентировочный прогноз на конец текущего года составил 3,6%. Низкие показатели обусловлены ключевыми факторами: отсутствие экономического роста, повышение НДС, международные санкции, сокращение льготных программ.

  • Автомобильный рынок пострадает из-за сокращения государственной помощи. Действует определенное количество программ, принцип, которых существенно отличается. Стоит подчеркнуть, что власти намерено сокращают не только проекты по стимулированию спроса, но и экспортные программы;
  • Отечественный автопром сильно страдает из-за политических санкций, например, автомобильная техника корпорации ГАЗ представлена во всех направлениях коммерческого транспорта, и в то же время находится под запретами на международном уровне. Как бы абсурдно не звучало, но ведущая компания страны  не получает государственную помощь.

Господдержка должна помогать компаниям эффективно и в сжатые сроки решать имеющиеся проблемы. Санкции также отразились на отрасли компонентных производств, а именно на выпуске рулевых и тормозных систем, подшипников. Без европейских поставщиков не могут в полном объеме производиться грузовые и пассажирские перевозки.

Большинство экспертов считают, что средства для поддержки отечественной автомобильной промышленности в государственной казне есть, даже в нужном объеме. Субсидирование отрасли началось еще в период кризиса, а сокращение финансирования наступило после него. Несмотря на действующие льготные программы и заявления представителей Минпромторга, автомобильная промышленность по-прежнему нуждается в государственной поддержке.