Автокредиты бьют рекорды

Количество автокредитов, взятых россиянами, бьет рекорды последних шести лет. Ключевым механизмом послужили государственные программы стимулирования спроса на покупку новых автомобилей отечественного производства и произведенных на территории России. Несмотря на катастрофичное падение продаж новых автомобилей, количество оформленных автокредитов в прошедшем 2019 году увеличилось на 10%, что в денежном эквиваленте превышает 20%. На кредитные займы россияне купили 45% новых машин. По мнению экспертов, аналогичного бума в 2020 году не предвидится.

Согласно статистике, приведенной Национальным бюро кредитных историй (НБКИ), в 2019 году количество купленных в кредит новых машин и автомобилей с пробегом составило почти 1 миллион авто (947300 шт.). Этот показатель стал рекордным за последние шесть лет. Если брать в годовом выражении, то это число увеличилось на 11,9%, а суммарный объем возрос на 18,9% или 746,45 млрд рублей соответственно.

Средний размер займа на автомобиль возрос на 6,3% до 787900 рублей. Информация, предоставленная НБКИ охватывает практически весь сегмент автокредитования (консолидацию прошли около ста миллионов заемщиков). Причем значительный рост выдачи автозаймов наблюдался на фоне общего падения продаж новых автомобилей, и в прошлом 2019 году их было реализовано на 2,5% меньше, чем в 2018 году (суммарное количество продаж составляет 1590000 единиц автотранспорта). По мнению исполнительного директора аналитического агентства Сергея Удалова, рынок автомобилей с пробегом также терпит потери, но менее значительные – снижение на 0,4% до 5400000 машин, и если прекратить действие государственных программ льготного автокредитования, то падение продаж будет более существенным.

В 2018 году на заемные средства россияне приобрели 40% автомобилей, а в 2019 году этот показатель составил уже 45%.

Госпрограммы как главный драйвер рынка

Специалисты НБКИ связывают положительную динамику автокредитования исключительно с высокой эффективностью программ стимулирования спроса. Когда в марте 2019 года были возобновлены две ключевые госпрограммы Первый автомобиль и Семейный автомобиль, выдача займов увеличилась, как в количественном, так и в денежном эквиваленте. Их значимую роль подтверждают и все опрошенные респонденты (банкиры). Своим мнением поделился глава рейтинговой службы НРА Сергей Гришулин: «Рост выдачи автокредитов обусловлен продажами не на первичном, а вторичном рынке. Ведь продажи на вторичном рынке, где машины намного дешевле новых, снизились совершенно не существенно». С мнением коллеги солидарен заместитель председателя «Совкомбанка» Сергей Хотимский: «Большинство официальных дилеров делают упор на продажи машин с пробегом в рамках льготного автокредитования с господдержкой».

Представитель банка «ВТБ» Владимир Высоцкий считает, что одним из главных факторов увеличения продаж автомобилей с пробегом стало снижение ключевой ставки Центрального Банка и упрощение процедуры оформления займов – переход на online подачу заявок с последующим одобрением. Падение продаж с одновременным ростом выдачи кредитов связано с небольшими доходами россиян, снижением процентных ставок. Аналитик «Moody’s» Лев Дорф добавляет: «Финансовые учреждения упрощают процесс выдачи займов, снижают требования к первоначальному взносу. В то же время некоторые банки предлагают автокредиты без первоначального взноса, и количество таких кредитов заметно выросло за последние несколько лет».

Граждане РФ (не)платят по автокредитам

Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков убежден, что качество предоставляемых услуг и самих продуктов автокредитования находится на высоком уровне. По итогам 2019 года количество займов с просрочкой более 30 дней составляет около 7,6%. В 2019 году средний ПКР пользователя, оформившего автокредит, составил 712 баллов. Этот показатель стал выше среднего по системе розничного кредитования. Большинство российских аналитиков считают, что качество автозаймов остается приемлемым по отношению к портфелю необеспеченных ссуд. То есть при дефолте заемщика банк минимизирует потери за счет находящегося в залоге автомобиля.

Однако сегодня уже прослеживаются первые признаки ухудшения состояния портфеля: за 12 месяцев доля непогашенных кредитов увеличилась на 1 процентный пункт. В ноябре 2018 года она равнялась 6,2%. Аналитик «Moody’s» Лев Дорф предупреждает: «Объем автомобильных кредитов не превышает 5% от суммарного объема розничных кредитов. Ежемесячные платежи по ним оказывают высокую нагрузку на заемщиков, особенно в регионах. Количество россиян, оформивших несколько кредитов одновременно, также растет». Исходя из этого, многие банки стали менее лояльными к пользователям, и только за прошлый год количество одобренных заявок снизилось на 7,2%, до 43,5%.

Ждать ли рекорда продаж автомобилей в 2020 году?

Большинство российских аналитиков уверены, что в 2020 году выдача автокредитов будет умеренной. По мнению Гришунина, стимулировать рост автозаймов будут лишь льготные программы господдержки автокредитов с 25% скидкой для жителей Дальнего Востока и 10% скидкой для остальных россиян. Но и торможения авторынка не избежать: доходы россиян не выросли, поэтому динамика продаж в большей степени будет зависеть от размера государственной помощи. Выделенных 5 миллиардов рублей явно не достаточно для реализации амбициозных целей. Директор департамента «Русфинанс Банка» Алексей Бородавин комментирует это так: «Эксперты, банкиры, россияне понимают, что выделенных государством средств на поддержку автопрома недостаточно, чтобы избежать падения продаж».

В целях стимулирования интереса покупателей, банки будут вынуждены запускать новые программы и акционные предложения, которые могут заинтересовать заемщиков и дилеров. Например, в пресс-службе банка «ВТБ» сообщили, что они запланировали запуск новых продуктов, а именно: программы автокредитования без первого взноса, беззалоговый автокредит, займы с увеличенными суммами кредита. Представителя банка не исключают, что в новом 2020 году драйвером выдачи автозаймов станет высокий спрос на бу машины с пробегом, и несмотря на то, что в начале января 2020 года наблюдался небольшой всплеск покупок новых машин, включая автозаймы, суммарное годовое снижение сбыта на 5-7% неизбежно.