Американские горки российского автопрома

С 1 января по 1 апреля 2018 года показатели продаж легковых автомобилей в России достигли отметки 545345 штук, что на 20,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Аналитики Минпромторга сделали прогноз, касающийся положительной динамики потребительского спроса на новые машины. По их данным, ближе к концу текущего года продажи вырастут на 7% относительно текущего показателя.

По словам заместителя министра Минпромторга, отечественные авто дилеры реализуют около 1707450 транспортных средств до конца 2018 года. Это достаточно высокий показатель, но в него заложена возможность снижения роста продаж на первичном автомобильном рынке, падение показателей в определенные месяцы. Главный фактор, влияющий на снижение потребительского спроса, в том числе на бюджетные модели – нестабильная экономическая ситуация в стране. Ощутимый подъем отечественного автопрома наблюдался в 2007 и 2008 годах, когда прирост составил 61% и 76% соответственно.

Взлет и падение российского автопрома

Через два года картина была кардинально противоположная – ощутимое падение на 50%. Постепенно экономическая ситуация стабилизировалась, но, начиная с 2013 года, вновь наблюдалось снижение спроса на новые машины. Он тогда снизился на 5%. Вершиной падения продаж автомобилей стал 2015 год, когда российский рынок рухнул на 35,7%. Положительная динамика была зафиксирована только в 2017 году, сбыт транспортных средств, в том числе и коммерческих, составил +12% по отношению к прошлогоднему показателю.

Для этого власти страны задействовали такие меры государственной поддержки, как скидку на утилизацию «автохлама», обмен по схеме Trade-in, льготное автокредитование, субсидирование лизинга, компенсация для автопроизводителей. Наиболее востребованными среди россиян стали выгодные адресные программы: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Своё дело». В 2018 году государство практически в два раза сократило финансирование этих программ, а на сегодня действие льготных проектов «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» и вовсе приостановлено.

По информации пресс-службы Минпромторга, в текущем году целевые показатели уже достигнуты, но определенные программы продолжает действовать – льготное автокредитование, автолизинг. Для жителей Дальнего Востока государство выделило денежные средства на приобретение автомобильной техники, работающей на природном газе, а также предоставило выгодные скидки. К сожалению, остальные регионы России уже лишены возможности покупки машины в личное пользование на льготных условиях.

Цены на новые автомобили к концу года вырастут

Однако цены не стоят на месте и стремительно растут. Причиной этому стали два фактора:

  • с 1 апреля 2018 года увеличился размер утилизационного сбора (заводы, выпускающие транспортные средства на территории РФ, имеют возможность компенсировать расходы из государственной казны);
  • нестабильный курс рубля по отношению к американской валюте.

Заместить главы Минпромторга заявил, что объем выпуска автомобилей в стране увеличится на 7% по отношению к прошлому году. Стоит отметить, что стоимость нефти на рынке растёт, тогда как на национальную валюту это практически не влияет, хотя несколько лет назад российская рубль укреплялся сразу же после скачка цен на «Черное золото». По мнению специалистов, сложившаяся ситуация объясняется санкциями США и Европы, политикой Минфина, Центрального Банка, которые наращивают закупки валюты.

Своим мнением поделились эксперты АЕБ, которые считают, что прирост продаж новых автомобилей составит около 10%, но не больше. Реализация легковых и лёгких коммерческих транспортных средств составит ориентировочно 1750000 автомобилей. Аналитики EY рискнули предположить, что в текущем году количество сбытых автомобилей составит предположительно 1800000 автомобилей. Если положительная динамика сохранится на протяжении нескольких лет, то к 2021 году российские дилеры приблизятся к показателю – 2500000 проданных автомобилей.