4 критерия развития российского авторынка в 2018 году

На объемы производства легковых авто в 2018 году повлияют несколько ключевых факторов: увеличение размера утилизационного сбора, сокращение государственного финансирования, продвижение программ лизинга, обратный выкуп от завода-производителя. В 2017 году отечественный автопром после затяжного кризиса стабилизировал обстановку, начав существенно увеличивать выпуск автомобилей. Увеличился и сбыт транспортных средств: за 12 месяцев прошлого года было реализовано около 1,6 млн легковых автомобилей, что на 12% выше, чем за аналогичный период 2016 года.

Начало 2018 года ознаменовалось более мощными показателями по отношению к 2017 году. По информации предоставленной АЕБ, за первые 3 месяца текущего года было продано 393 тысячи легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 22% выше, чем за тот же период прошлого года. В целом на  1апреля текущего года российский автомобильный рынок увеличился в объеме на 18%. Но большинство отечественных автодилеров не рассчитывают на дальнейшее сохранение положительной динамики до конца 2018 года. Более того, некоторые эксперты прогнозируют существенное замедление роста продаж и предполагают максимальный рост продаж не более 10% к концу текущего года.



Председатель АЕБ, Йорг Шрайбер также считает, что рост общих объемов продаж может составить около 10% по сравнению с прошлым годом и дойти до уровня 1,75 млн проданных автомобилей. С ним солидарны аналитики и специалисты независимых организаций, представленных на российском автомобильном рынке. Большинство его участников определили 4 основные критерия, прямо влияющие на развитие отечественной автомобильной промышленности в 2018 году.

1. Buyback (обратный выкуп) и автолизинг

По информации предоставленной отечественными автопроизводителями, в прошлом году доля проданных в кредит автомобилей составила около 50% от общего количества. Благодаря действию кредитных проектов, компания Renault, к примеру, реализовала треть своих автомобилей, а Hyundai более половины машин, а именно 52%. В рамках действия программы трейд-ин АвтоВазу удалось продать 40% автомобилей, а их коллеги из компании Nissan достигли показателя в 50% от общего числа сделок.

Добиться автодилерам  успеха помогли государственные программы поддержки населения, которые, к сожалению, прекратили действовать на данный момент. Но многие компании быстро сориентировались, предложив покупателям собственные, не менее выгодные программы. Наиболее востребованными стали такие проекты, как лизинг для физических лиц, а также обратный выкуп buyback на льготных условиях.

Лизинг – это аренда автомобиля, владельцем которого является соответствующая компания, но арендатор обязуется исправно вносить ежемесячную плату. По истечению срока договора клиент может: а) выкупить транспортное средство по остаточной стоимости; б) вернуть лизинговой компании; в) пролонгировать лизинговый договор, получив новый автомобиль. По информации предоставленной компанией «Контрол-лизинг», количество автомобилей приобретенных на условиях лизинга в США и Европе составляет около 40% от общего объема продаж новых автомобилей. Участников таких сделок чаще всего интересует не стоимость машины, а размер ежемесячного платежа.

На отечественный автомобильный рынок лизинг для физических лиц пришел только в 2017 в году, когда Минпромторг запустил программу субсидирования части авансового платежа в размере 10% от стоимости автомобиля. Программу неоднократно приостанавливали, а после окончательного ее закрытия производители стали реализовывать собственные лизинговые проекты для частных лиц.

Байбэк или кредит с обратным выкупом – это предоставление финансовых услуг на покупку автомобиля с правом собственности для клиента. По условиям этой программы можно заменить машину на новую еще до окончания срока кредитного соглашения, продав ее другому участнику схемы, а также использовав остаток кредитных денег в качестве первоначального взноса за новое транспортное средство. В результате buyback является оптимальным вариантом, сочетающим плюсы автокредитования и трейд-ина на более гибких условиях.

На территории России программа байбэк существует несколько лет, но собственные программы автопроизводители стали запускать сравнительно недавно. Первопроходцем стала компания Renault, которая за 2017 год реализовала на таких условиях 5 тысяч автомобилей. По аналогии работает компания Hyundai. Ее результат более впечатляющий – 40% всех выданных автозаймов. В 2018 года к этой программе присоединилась Kia, а также другие автомобильные бренды.

2. Утилизационный сбор против импорта

С 1 апреля 2018 году вступил в силу закон, в котором говорится об увеличении размера утилизационного сбора. Нововведение привело к существенному повышению цен на некоторые модели авто. В среднем стоимость выросла на нескольких десятков тысяч рублей.

В зависимости от объема двигателя легкового транспорта рост стоимости, соразмерно утилизационному сбору, составил:

  • Для авто с двигателем объемом до 1 л рост сбора составил 18%, что привело к их подорожанию на 33000 рублей;
  • С двигателем объемом от 1 до 2 л сбор вырос на 90%, что в денежном эквиваленте составляет 84000 рублей;
  • С двигателем объемом от 2 до 3 л сбор вырос на 49%, цена выросла на 126000 рублей;
  • На автомобили с объемом двигателя 3 л и более размер утилизационного сбора остался прежним – 114600 и 181600 рублей соответственно.

Автомобили отечественного производства и локализованные иностранные модели не попадают под эти изменения. Предприятия, расположенные на территории РФ, обязаны платить утилизационный сбор в казну, но получают при этом компенсацию в виде государственного субсидирования. Специалисты комментируют ситуацию следующим образом: «Утильсбор – это оптимальный вариант для большинства россиян, если сравнивать эту процедуру с ввозным таможенным сбором. Таким образом профильное ведомство (Минпромторг) встало на защиту государства и населения в целом».

Для автомобилей зарубежного производства старше 3-х лет размер сбора будет еще выше. Подобные меры призваны ограничивать ввоз машин, а также сокращать поддержку иностранного транспорта в России, чтобы стимулировать рост продаж российских и локализованных автомобилей за счет ограничения импорта.

3. Развитие каршеринга (Carsharing)

Жители мегаполисов по разным причинам сегодня отказываются от эксплуатации личного транспорта и пользуются услугами каршеринга и такси, что способствует значительному увеличению корпоративных продаж. Высокий спрос подтолкнул производителей активно внедряться в новую область обслуживания. По итогам 2017 года, количество московских операторов каршеринга выросло с 6 до 11, а во втором квартале текущего года в Москве уже открыто 15 таких сервисов. С 1 января 2018 года на столичный рынок вышли новые операторы, включая сервис компании «Яндекс».

Сегодня московский парк каршеринга составляет порядка 10 тысяч единиц автотранспорта и продолжет стремительно расти. Каршеринг популярен не только в столице, но и во многих городах Российской Федерации. Лидерами отечественного авторынка в этом сегменте стали следующие бренды: Hyundai, Kia, Renault, а начиная с 2017 года, стал пополняться такими марками автомобилей, как Mercedes-Benz и BMW. Аренда этих брендов обходится дороже, но предоставляется только опытным водителям.



4. Меры государственной поддержки

В 2018 году сумма государственного финансирования отечественного автопрома сократилась в несколько раз, хотя во времена кризиса госпрограммы хорошо стимулировали граждан совершать дорогостоящие покупки. Из предполагаемых 16 млрд рублей в этом году было выделено лишь 10 млрд рублей, и это с учетом того, что наиболее востребованные программы льготного кредитования так и не были возобновлены.

Минпромторг распределил ограниченный бюджет следующим образом:

  • 3 млрд рублей – программы господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль»;
  • 4 млрд рублей – автолизинг;
  • 2,5 млрд рублей – стимулирование продаж газомоторной техники;
  • 500 млн рублей – компенсация затрат на транспортировку произведенных машин из дальневосточного округа в другие регионы.

Ближе к началу мая текущего года деньги, выделенные на адресные программы, были использованы, но о повторном запуске проектов господдержки пока не объявлялось. Скидки в 25% на первоначальный взнос в рамках действия программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продолжает работать только лишь в дальневосточном регионе.

Не исключено прекращение стимулирования авторынка и сосредоточение на поддержке отечественных производителей. В 2018 году они получат около 100 млрд рублей, которые будут направлены на компенсацию утилизационного сбора, стимулирование экспортных программ, включая возврат затрат на доставку транспортных средств до российских границ. Мы будем следить за развитием событий.