Автомобильные цены: разбор полетов (начало)

На отечественном автомобильном рынке сейчас царит полная сумятица. Декабрь и январь стали для производителей временем коррекции прайс-листов, и вот февраль «режет глаз» объявлениями о различных акциях, как бы призывая не проходить мимо. Хочется взять дешевле? Не торопитесь, не все так просто. Привлекательные скидки не всегда сулят действительно выгодную покупку. Поэтому чтобы она оказалась именно такой, необходимо рассмотреть рыночную ситуацию. Многие солидные иностранные производители подняли цены.

Но каждая фирма при этом допускает собственные оговорки. Одна из них заключается в том, что цены изменены на автомобили, выпущенные в этом году. На продукцию 2008 года они остались прежними. Такую меру предприняли премиум-бренды. Причем, индексация не обнародовалась не по причине засекреченности, а, скорее всего, из-за того, что посленовогодний рост цен на машины вполне обычное явление. В начале прошлого года происходило тоже самое, и увеличение было сравнимо с теперешним. И все же отличие есть. Год назад на ценообразование иномарок существенно влияло положение конкурентов. А сейчас импортеры застрахованы от неудач в конкурентной борьбе, потому что потребитель еще не изучил новую ситуацию, и живет «вчерашним днем», ориентированный на прежнее устоявшееся положение дел.

Зарубежных производителей можно условно отнести к трем группам. Первая группа. Это те, кто подняли цены раньше объявления о повышении пошлин. И сделали они это по соображениям поддержания своего финансового положения. Например, фирма Mazda повысила цены в начале осени, когда кризис еще не вошел в нашу реальность. Компания Toyota провела индексацию цен в ноябре, решения принимались на основании процессов, происходящих с долларом. В этой валюте учитываются ее затраты на доставку продукции в нашу страну. Поэтому рост доллара закономерно привел к ценовым изменениям.

Заглядывая в будущее слабеющей российской валюты, концерн Toyota выбрал другое решение. В стране восходящего солнца ценовую политику поставили в прямую зависимость от доллара. Причем японцы довольно виртуозно минули российский закон о запрещении ценников в иностранной валюте.

avtomobilnye-ceny

Как же долларовые цены легально присутствуют в салонах, объясняется просто. Дилеры, продающие автомобили Toyota и Lexus, не выпускают прайс-листы и не вывешивают ценников. В лучшем случае они довольствуются указанием «цены на сегодня», которая покупателями воспринимается как специальное предложение. Хотя никаких акций не проводится. Эффектные ярлыки отражают фиксированную долларовую стоимость машины, выраженную в рублях. Точно также цены привязаны к доллару у других японцев — Honda и Mitsubishi.

Вторая группа, наиболее многочисленная. Производители, которые сменили тактику из-за увеличения таможенных пошлин ( с 12 января этого года импортер должен уплачивать государству на 5 % больше, чем ранее) повысив соответственно цены на машины на 5-10 %. Это относится почти ко всем маркам, за исключением тех, кто уже изменил расценки, и нескольких брендов, настроенных на выжидание. Совершенно ясно, что пошлины никак не отражаются на стоимости машин, сделанных в России. Их изменения не затронули седан Toyota Camry, производящийся в Шушарах под Санкт-Петербургом, и Ford Focus родом из Всеволжска и Skoda Octavia — из Калуги.

Последний месяц зимы ознаменовался третьей волной повышения цен. Атакуются цены отечественного производства. Принадлежность к семейству Ford повлекла за собой январское удорожание Фокуса, собирающегося в России, на 5 % . Теперь накидываются «наши» 2 %. За мировыми коллегами в плане цен потянулся и АвтоВАЗ, его продукция станет дороже на 2,5 %. Что тому причина, доллар, пошлины? Виновата банальная инфляция. И, если с долларом Центробанк решает проблемы, а пошлины – проблема одноразовая, то приостановить своенравный инфляционный механизм довольно сложно.

Тем не менее, прогнозы дальнейшего развития ситуации с ценами делается в двух разных направлениях. Одни уверены, что следует ожидать очередного повышения уже весной. Аналитики агентства «Автостат» не отрицают возможного роста рублевых цен в этом году в среднем в 1,5 – 2 раза. Аргументируют упрочением доллара, пошлинами, трудным материальным положением представителей автопроизводства. Повторной переделке уже в феврале подверглись прайс-листы Ford и Citroen (окончание—>).